Кадетский монастырь - краткое содержание рассказа Лескова

Повествование в произведении Н.Лескова «Кадетский монастырь» начинается с философских рассуждений автора о существовании праведных людей на Руси. В качестве доказательства их существования писатель приводит примеры из собственной жизни.

Автор возвращается в годы юности, которые связаны с годами обучения в кадетском корпусе Петербурга. Именно там, по мнению писателя, он встретил четырех праведников, о которых он и рассказывает в своем творении.

Чтобы лучше понять обстановку, царившую в корпусе, рассказчик обращается к истории существования заведения со времен правления императора Павла, установивший основные принципы воспитания в корпусе.

Михаил Степанович Перский- первая личность, описная в произведении. Именно он встретил двух братьев по приезду их в кадетский корпус. Перский- генерал по званию и директор по службе. Он объяснил мальчикам основное правило кадетов - честь по отношению к себе и товарищам. Донос - главный не прощающийся в корпусе грех. Директор для мальчишек был личностью выдающейся. Он постоянно находился в здании, личной жизни у него не было, для него кадеты были его детьми. Вел он затворнический образ жизни, из слуг у него был лишь Ананьев- музыкант и верный слуга генерала. Воспитанники гордились своим директором, поскольку он такой же выпускник этого корпуса.

Во время бунта в декабре 1825 года кадеты помогали раненым солдатам Московского полка. Они перевязывали больных, сами не доедали, кормили солдат. Ответственность за случившееся перед государем взял на себя Перский. Михаил Степанович достойно выдержал все проверки и ни на минуту не сомневался в порядочности своих воспитанников.

Вторым праведником кадетского монастыря рассказчик считал эконома Андрея Петровича Боброва. Он очень любил и заботился о воспитанниках корпуса. Такой же отшельник как и директор, Бобров более сорока лет прожил в заведении. Вставая рано и обойдя корпуса, начинал заниматься хозяйством. Главное свое предназначение, эконом видел в служении на благо заведения. Воспитанники, по мнению Боброва, не должны ни в чем нуждаться. В прямом смысле воспитанники носили своего Андрея Петровича на руках. Тот делал вид, что ругается, но это был лишь вид. Не было ни одного выпускника, который бы не пронес в своем сердце любовь к этому человеку.

Третьим иноком кадетского монастыря являлся доктор Зеленский. Представитель новой медицинской школы, он редко назначал лекарственные препараты. В учебном заведении были дети от 4 лет, доктор наблюдал за состоянием здоровья каждого, а проживало в кадетском корпусе около 1300 человек. Помогая людям, доктор не требовал наград, считая это просто своим делом. Для него смыслом жизни было нести людям добро, поскольку делая добрые дела, человек сам получает добро. Зеленский придерживался правила, что болезнь проще предупредить, чем вылечить. Он был строг по отношению к персоналу и следил за выполнением ими правил гигиены и порядка. Выпускникам учебного заведения он давал читать умные книги, вел с ними беседы о жизни. Прожил он в кадетском монастыре более тридцати лет и оставил о себе лишь добрую память и 50 рублей.

Такие люди, по мнению писателя, настоящие праведники. Человек должен жить для других, любить окружающих, быть честным и глубоко преданным делу, которому служишь.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Кадетский монастырь. Читательский дневник

Кадетский монастырь