Мольер - краткое содержание произведений

Имя французского комедиографа 17-го столетия Жана-Батиста Поклена, известного под псевдонимом Мольер, остается популярным уже на протяжении нескольких столетий. Люди и сейчас продолжают с удовольствием читать и смотреть комедии Мольера, где высмеиваются такие человеческие недостатки, как скупость, лицемерие, чрезмерная доверчивость, излишняя тревога из-за собственного здоровья, стремление любой ценой оказаться среди представителей высшего общества.

Жан-Батист родился в январе 1622 года. Его отец служил королевским обойщиком и рассчитывал, что сын впоследствии займет его место, однако дед мальчика настоял на том, чтобы паренек получил образование в Клермонском иезуитском колледже. Однако Мольера не привлекала юриспруденция, он мечтал стать актером, играющим в трагедиях. Он предпринял попытку создать собственный театр, но потерпел неудачу и вынужден был в течение ряда лет перемещаться по территории Франции, выступая перед публикой. Жану-Батисту пришлось также стать комиком вместо трагика и начать самостоятельно придумывать новые пьесы.

Впервые Мольер представил собственную комедию под названием «Смешные жеманницы» в 1659 году. По прошествии двух лет Жан-Батист написал историю «Школа мужей», в которой речь шла о надлежащем воспитании юных девушек. Такой же тематике была посвящена и комедия «Школа жен», выпущенная в 1662 году.

К числу наиболее значимых и известных произведений комедиографа принадлежит пьеса «Тартюф», написанная в 1664 году, где в центре сюжета оказывается ловкий обманщик, который вводит в заблуждение приютившую его семью с помощью показного религиозного смирения и благочестия. Герой комедии «Дон Жуан, или Каменный гость», созданной в 1665 году, без колебаний бросает вызов небесам и немедленно становится жертвой Каменного гостя. Альцест, персонаж произведения «Мизантроп», которую Мольер создал в 1666 году, не замечает и не признает собственных слабостей.

Невзирая на то, что именно эти комедии навсегда прославили автора, при его жизни они не принесли комедиографу никакой пользы. В частности, власти едва ли не сразу запретили демонстрировать на сцене пьесу «Тартюф», поскольку верующие люди сочли ее содержание откровенными нападками в адрес церкви. Публика не восприняла сначала и комедию «Мизантроп», решив, что Мольер в образе главного героя показывает собственную подавленность и разочарование в жизни, к тому же в судьбе автора тогда действительно наступил далеко не самый благоприятный период. Комедия «Дон Жуан» понравилась зрителям, но вскоре и она неожиданно покинула сцену.

Литературное наследие Мольера составляет почти 30 комедийных пьес, во многих из которых рассматриваются семейно-бытовые проблемы, знакомые любому человеку. В феврале 1673 года, который стал для комедиографа последним днем его жизни, мужчина появился на сцене, намереваясь исполнить роль в своей комедии «Мнимый больной». Но в процессе показа спектакля самочувствие драматурга резко ухудшилось, родственники доставили его домой, и вскоре Мольера не стало. Однако его комедии по-прежнему демонстрируются в различных театрах мира, заставляя зрителей не только от души смеяться над заблуждениями персонажей, но и размышлять над собственными ошибками и неверными поступками.