Чародейка - краткое содержание оперы Чайковского

«Чародейка» представляет особенный для Чайковского образ лирико-эмоциональной оперы с заостренными конфликтами, трагичным инцидентом. От подобных по духу творений опера выделяется полнотой обрисовкой российского общенародного обихода. Немаловажную роль в мелодической характеристике Настасьи представляет всенародно-песенное происхождение, передавая широту и высоконравственную мощь её души. Глубоко национальны роли жгучих, исступленных в симпатии и злобы князя, княгини и князя Юрия: колоритны ужасающие образы Мамырова, Паисия и Кудьмы. Большущей кованой мощи добивается ансамбль, представляющий полотна обширных пейзажей, глухих лесов, небольших степей и безжалостной бури.

Начальный акт раскрывается танцем-песней ансамбля «Хорошо нам за рекой, у Камы юный сходиться». В лиричной печальной музе «Удамся ль, выйду ль я» Анастасия представляется равно как элементарная российская девушка. Наиболее наглядно её облик открывается в обширной мелодии ариа «Взглянуть с Исподнего». В момент схода с дворянином притворяется серьезной, самовластной проблемой в своре артистов. Удивленность находящихся там спонтанной милостью князя изливается в большущем оркестре — децимете; противоречивые эмоции его соучастников связаны единым настроем душевного восторга пред мощной силой прелести. Акт заканчивается танцем шутов.

Второй акт насквозь проникнут внезапными контрастами; напряжённость увеличивается, добиваясь развязки в окончании дела. Пение женщин за моментом музыки «Точно как тьма стеллит по небу» вынесена в атмосфере тягучих поэтичных всенародных песен. Бешенством и возмущением наполнено ариозо княгини «Так видишь несчастье явилось оттудова»; его музыка категорична и много кому импонирующая. Очень бледно звучит музыка княгини и ее отпрыска «Дай нам господь в счастье обитать». В сжатом выступлении Мамырова «Меня, меня выплясывать принудить" безжалостность и злопамятность дьяка представлены мешковатой информацией, противоборствующей мелодичности и пения иных функционирующих персон. Ариозо князя «А облик той вот пригожницы постоянно со мной» пронизано теплым, страстным ощущением. Критично тяжелая сцена общенародного возмущения содержит собою данный акт.

Третий акт разделается на две составляющей — сцены встречи Кумы с дворянином и с князем. Истовов-царственная муза симфонического вхождения полна чувств внутренней мощи и совершенства. Данная песня первенствует в сцене Кумы с дворянином; на всем ее длительном сроке напряжение увеличивается, добиваясь максимальной остроты в завершающем моменте. Тихо и решительно звучат первоначальные слова призыва Настасьи к княжичу; в быстром формировании воплощен огромный спектр эмоций, которые очень нравятся Куму: тяжкая ироничность, милая мольба, пылкая горесть, воодушевление счастьем.

Четвертый акт имеет катастрофическую развязку. Её пророчит печальное выступление. Элегическая ариа Юрия «Приятнее мне всея на свете» представляет эмоции влюбленности и беспокойства. Отличное поэтичное ариозо Кумы «Где ведь ты, мой любимый?» согрет мягким ощущением и горячим толком порывов. В эпизоде встречи Анастасии и Юрия берет верх буйное веселье. Зрелище завершается картиной бури.

Читательский дневник.

Чародейка Чайковского. Читательский дневник

Чародейка Чайковского