Краткое содержание рассказа Буква ТЫ Пантелеева

Рассказ «Буква ТЫ» был написан известным советским автором Леонидом Пантелеевым в 1945 году. Повествование ведется от лица педагога, который обучает чтению четырехлетнюю девочку по имени Иринушка. Ребенок поражает учителя своими способностями, Иришка чрезвычайно быстро осваивает алфавит и уже вполне свободно читает.

Но неожиданно преподаватель и маленькая ученица сталкиваются с серьезной проблемой, когда учитель показывает Иринушке самую последнюю букву алфавита «Я». Ира считает, что данная буква называется «ТЫ», невзирая на все объяснения педагога.

Сначала мужчина терпеливо повторяет ребенку наименование последней буквы алфавита, но Иринушка снова и снова произносит «ТЫ» вместо «Я», не понимая, чего от нее требует наставник. Педагог постепенно теряет самообладание, повышает на девочку голос, чего никогда ранее не случалось, в итоге малышка от растерянности и ужаса начинает плакать. Преподаватель принимает решение отложить занятия до наступления следующего дня.

Учитель испытывает чувство стыда из-за того, что он позволил себе столь грубо обойтись с подопечной, к тому же он не понимает, по какой причине он, взрослый человек, не в силах объяснить ребенку относительно буквы «Я». Педагог не представляет себе, как научить Иришу правильно идентифицировать букву, которая оказалась для нее слишком сложной.

Следующий урок рассказчик начинает непосредственно с чтения, однако девочка опять его разочаровывает, упорно заменяя букву «Я» на «ТЫ». Но преподаватель все же находит выход из создавшейся ситуации, немного обманув Иринушку и внушив ей, что буква обозначает ее саму, а не учителя, как первоначально полагал ребенок. Ира начинает читать уверенно и правильно, и педагог от души радуется тому, что он и малышка все же сумели преодолеть возникшее у них затруднение. В финале рассказа автор упоминает о том, что Иринушка уже давно стала взрослой и пишет ему письма, не содержащие ни единой ошибки.

Из произведения становится ясно, что при общении с другими людьми, в особенности если речь идет о детях, необходимо контролировать собственные эмоции и чувства, не обижать другого человека, даже когда он не совсем прав и не понимает собеседника. В этой истории писатель подчеркивает и то обстоятельство, что людям следует уметь осознавать свои ошибки и исправлять их, как поступил учитель, видя, что выбранные им объяснения остаются недоступными для девочки. К тому же преподаватель увидел, что его гнев и ярость только пугают ученицу и мешают ей усваивать его слова, и педагог вовремя изменил манеру поведения, что и привело к требуемому результату.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Буква ТЫ. Читательский дневник

Буква ТЫ

Советуем почитать

  • Просто вместе - краткое содержание романа Анна Гавальда

    Произведение «Просто вместе» было написано Анной Гавальдой, француженкой по происхождению. Она рассказывает о жизни девушки по имени Камилла, она поругалась со своей матерью

  • Краткое содержание рассказа Крепкий мужик Шукшина

    История «Крепкий мужик» была написана Василием Макаровичем Шукшиным в 1970 году. В центре рассказа оказывается Николай Шурыгин, работающий колхозным бригадиром, ограниченный и упрямый человек

  • Краткое содержание стиха Собака Тургенева

    Порфирий Капитоныч живет в небольшом деревенском доме. Как-то раз ночью мужчина услышал странные звуки из-под кровати, которых раньше не было слышно. В темноте кто-то чесался, возился, стучал, чем-то шуршал

  • Гроздья гнева - краткое содержание романа Стейнбека

    Главный герой Том Джоуд возвращается домой на свою ферму в Оклахоме. Он отсидел несколько лет за убийство и освободился досрочно. Ему нельзя выезжать из штата. Тому тридцать лет и дома его ждет семья: бабушка с дедом, родители, братья и сестры.

  • Краткое содержание романа Крошка Доррит Диккенса

    Известное произведение классика английской литературы Чарльза Диккенса «Крошка Доррит» было впервые опубликовано в 1857 году. История представляет собой роман, главными персонажами которого являются Эми Доррит