Скрипучие половицы - краткое содержание рассказа Паустовского

Великий композитор Чайковский жил в старом доме, который стоял на поляне в сосновом лесу. Композитор любил этот дом, но его ужасно раздражали скрипучие половицы. Чтобы пройти к роялю, ему нужно переступить через пять половиц, которые ужасно скрипели, когда на них вставали. Если Чайковскому удавалось пройти их, не заставив доски скрипнуть, он, довольный, садился за рояль и начинал играть.

Постепенно Чайковскому стало казаться, что весь дом ожидает, когда он будет играть на рояле. Даже половицы поскрипывали по ночам, вспоминая его дневную музыку. Прислушиваясь к этим звукам, он понимал, что в жизни его мало сделано, что очень трудно передать музыкой творения Пушкина, простые изображаемые им картины. Он вспомнил, как на днях укрылся от дождя в доме объездчика и любовался вбежавшей в избу девушкой, его дочерью, на ушах которой переливались подобно серьгам капли дождя в свете солнца. Он понял, что никакая музыка не передаст его ощущений. Он не ждал вдохновения, а всегда много работал, но у него не получалось выразить поэзию своей страны.

Как-то Чайковский проснулся рано утром и направился в своё любимое место, называвшееся Рудым Яром. Это место всегда дарило ему вдохновение. Так случилось и на этот раз. Пораженный обилием и красотой свете, он направился домой, где приказал никого не впускать к себе и сел за рояль. Он добивался ясной мелодии, которую могли бы понять далёкие от искусства люди.

Пришла Феня, дочь того объездчика, принесла ягод. Она сидела под окном и слушала игру Петра Ильича. Пришёл лесник из соседней усадьбы, Василий с жалобой на то, что помещик его продал весь лес из-за долгов. Он ругался со слугой, отказавшимся пускать его, пока хозяин творит, мол, даже босоногая девчонка понимает. Слуга взял ягоды и ушёл в дом, вскоре ушла и Феня, а Василий до самого вечера ждал, пока Чайковский перестанет играть, а затем рассказал ему, что новый хозяин собирается вырубить лес. В гневе композитор направился к губернатору. У того как раз были гости. Он принял Чайковского, выслушал и сказал, что по закону не может помочь. Чайковский не знал, как объяснить важность этого леса. Он вспоминал, как подошёл к нему однажды студент и спросил, в чём тайна его гения, на что Чайковский ответил, что никакой тайны нет: он просто садился за рояль и работал, как сапожник садится за свой станок. Но теперь композитор понимал, что не всё так просто. Уйдя от губернатора ни с чем, Пётр Ильич решил выкупить этот лес, заложив свои произведения. Утром он поехал к новому помещику, Трощенко. В усадьбе того не было, Чайковский нагнал его уже в лесу. Тот назначил цену, но наличных у композитора не было, а вексель брать помещик отказался. Чайковский направился домой. На пути ему попалась варварски срубленная сосна, которую пришлось бы объехать. Чайковский направился к себе пешком, он почти бежал, чтобы не замечать звука топоров, который окружал его. Тогда он понял, что придётся тотчас уехать, дабы не видеть этого варварства. Дома он сел за рояль, но тот не играл: ночью лопнула струна.

Вечером снова пришёл Василий, но дом был уже пуст. Затем пришёл Трощенко, но узнал, что хозяина нет, и, разругавшись с лесником, удалился.

Смысл повести в том, что богатство заключено не только в материальных вещах, но и духовных, природных, которые нужно беречь, ведь они составляют важную часть духовного богатства народа.

Читательский дневник.

Скрипучие половицы. Читательский дневник

Скрипучие половицы