Краткое содержание рассказа Песчаная учительница Платонова

Рассказ «Песчаная учительница» был создан Андреем Платоновичем Платоновым в 1927 году. Главной героиней произведения становится молодая женщина, приехавшая в отдаленное селение обучать детей и столкнувшаяся с тем, что из-за чрезвычайно тяжелых условий проживания в этих краях у учеников не имеется ни сил, ни желания для регулярного посещения школьных занятий. При этом учительница обнаруживает, что родители ребят также вовсе не стремятся к тому, чтобы их наследники получали какие-либо знания.

События развиваются в 20-х годах 20-го столетия. Отец Марии Никифоровны Нарышкиной был педагогом. Взрослеющая девушка также выбирает для себя преподавательскую стезю и после окончания обучения оказывается в селе Хошутово, находящемся поблизости от пустыни. Жителям деревни приходится едва ли не ежедневно сражаться с последствиями регулярных песчаных бурь, расчищая покрытые песком улицы. В связи со столь неблагоприятным климатом крестьяне в этих краях не могут полноценно трудиться, и урожаи фактически отсутствуют.

Местные дети не перестают болеть из-за полуголодного нищенского существования и постоянных трудностей с песком, нередко они пропускают уроки, у них не имеется никакого стремления к изучению наук. Тем не менее, активная и неравнодушная Мария Никифоровна не намеревается сдаваться.

Молодая женщина обращается в различные инстанции с просьбой помочь исправить ситуацию с песчаными бурями. Но отдел образования не оказывает ей никакого содействия, учительнице лишь вручают книги соответствующего содержания, посвященные борьбе с заносами. Ознакомившись с необходимыми материалами, Нарышкина принимается за озеленение местных угодий, стараясь убедить здешних жителей, что подобная ежегодная мера является жизненной необходимостью. В итоге подросшие кустарники действительно играют для посевов роль защиты от песков.

Теперь дети чаще и более охотно посещают занятия в школе, к тому же Марию нередко слушают и взрослые люди, желая узнать, каким образом обеспечить себе более комфортное существование среди пустынных просторов. Но через некоторое время поблизости от селения Хошутово располагается кочевое племя.

Эти люди вытаптывают зеленые насаждения, из-за их действий пропадают запасы воды, кочевники уничтожают и посадки, на деревню опять обрушиваются чудовищные неурожаи. Мария Никифоровна решает действовать в этой ситуации самостоятельно, она беседует с вождем кочевников и горячо уговаривает его прекратить разорять и губить селение, беречь уже посаженные растения и необходимые местным обитателям водные источники. Человек, возглавляющий племя, соглашается с доводами Нарышкиной и даже просит ее научить кочевой народ вести такое же существование, как у жителей села Хошутово.

Вышестоящее руководство объявляет Марии Никифоровне о переводе в другую деревню, где также требуется серьезная борьба с песками, тогда как крестьяне из Хошутово уже могут справиться со стихией и без учительницы. Мария осознает, что при постоянном нахождении в самых глухих и отдаленных краях, куда ее приводит судьба, ей наверняка не удастся выйти замуж и создать собственную семью, о чем ранее мечтала Нарышкина. Но женщина продолжает деятельность, связанную с озеленением пустыни, решив полностью посвятить себя спасению других людей.

Героиня рассказа является ярким примером благородства, самоотверженности и искреннего энтузиазма. Мария Никифоровна жертвует собственной личной жизнью ради общего блага, и именно таким образом обретает счастье.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Песчаная учительница. Читательский дневник

Песчаная учительница

Советуем почитать