Прощание с Матёрой - краткое содержание рассказа Распутина

Матёра - остров и деревня в Сибири, на реке Ангаре. В небольшой деревеньке живут старик Богодул, бабка Дарья,  Настасья с мужем Егором, Сима с внуком Коленькой, Катерина, ее сын Петруха, сын Дарьи - Павел. Все они верны своей родной земле, где родились, выросли и живут, где похоронены их предки. Мужики с Матеры любили брать невест со стороны, и местные девки были наперебой: «с Матёрой породниться каждый рад».

У каждого из жителей - свой характер, своя история. Дарья самая старая коренная жительница Матеры. Сима приехала из-под Тулы. Она видела Москву, за что и была прозвана Московишной. Никто не знал, откуда пришел в Матёру меняла-каторжник дед Богодул, обычно молчаливый, но умеющий изысканно ругаться. Кольку, внука Дарьи, родила ее немая дочь Валька, которая, «познав мужика, одного, другого, третьего... без стесненья напрашивалась на ночные игры... И очень скоро наиграла Кольку... свихнулась и потерялась». Розыски ее были безуспешными. Деревня за все время своего существования всякого повидала: бородатых казаков, торговцев, бой колчаковцев и партизан, наводнения.

Была в деревне своя церквушка, мельница, оставшийся со времен колчаковцев барак. Были в Матере и дома, каждый по своему уникален, каждый – памятник русского деревянного зодчества. Один из таких домов принадлежал Петрухе, и он очень гордился им. Изба была особенно сложена из бревен с редкой работы резными красивейшими кружевами и узорчатой росписью на заборках. Петруха мечтал, что здесь откроют музей и все начнут ему завидовать. Был в Матере и особенный Хозяин - маленький, ни на какого другого зверя не похожий зверек, напоминающий кошку.

Все без исключения жители острова и деревеньки любили свой родной край. Для жителей Матеры неоспоримым был тот факт, что «в ком душа, в том и Бог…»

И вот выясняется, что участь острова и деревеньки предопределена: на Ангаре строят электростанцию, и скоро поднявшаяся вода разольётся, затопит многие земли, а в первую очередь остров и деревню Матёру. Поэтому жителям острова предстояло переселение, которое для них было равносильно «концу света» , «концу края». Жители, как могли, противостояли разорению родных мест. Однажды дед Богодул увидел незнакомцев, срывающих крест на кладбище, и поднял бунт. Сбежавшиеся люди помогли ему отстоять кладбище. Много довелось испытать жителям Матёры. Бабка Дарья «сроду никакой холеры не боялась», а теперь боится - за Матёру. И впервые возникли у стариков и старух тоскливые мысли: «...нет ничего несправедливей в свете, когда что-то, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности... »

Жизнь в Матере заиграла, «всплеснулась», немного ожила с началом сенокоса. После работы жители собирались вместе, чтобы, может быть, в последний раз посмотреть, как догорала заря за Ангарой, и как доживала свои последние скорбные дни Матёра.

В финале повести жители Матеры сжигают свои дома, а сами, все вместе, поселяются в бараке. Они решают остаться на родной земле навсегда: «Вместе - оно и ладно». Председатель сельсовета Воронцов призывал жителей выйти из барака, но все было напрасно, в ответ - ни звука. Барак окружили ночь, туман и пустота. И только слышался невдалеке тоскливый прощальный вой – это был голос Хозяина.

Повесть «Прощание с Матерей» - яркий пример безграничной любви и преданности родной земле, решительности и смелости жителей маленькой сибирской деревушки. Она затрагивает огромную нравственную проблему прекращения существования русских деревень и поведения различных людей на фоне такой сложной жизненной ситуации.

Читательский дневник.

Прощание с Матерой. Читательский дневник

Прощание с Матерой