Божественная комедия - краткое содержание поэмы Данте по частям

«Божественная комедия» - средневековая поэма, написанная итальянским поэтом, мыслителем и богословом в период с 1308 по 1321. Это философское произведение о любви, гибели и справедливости. Вершина богословских знаний своего времени. Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Это дань христианскому символу – непоколебимому числу три (Святая Троица). Кроме того, стиль слога – трехстрочные строфы, где первый стих кладет рифму на третий. Сам Данте дал своему произведению определение «священная поэма», о чем указано в части «Рай».

Ад

Поэма повествует о путешествии самого Данте и древнеримского поэта Вергилия в потусторонний мир. Философы спускаются на дно глубокой бездны, над входом которой мрачным предупреждением висит зловещая надпись «Оставь надежду всяк сюда входящий». Но путники продолжают путь. Их облепляют тени, души людей, которые на земле не были ни грешниками, ни праведниками, за свой земной пути они не делали ни плохого, ни хорошего. Перед путниками  девять кругов ада. Первый носит название лимб.  Здесь скорбят души детей и мудрых язычников, не познавших веру, но приблизившихся к ней. Среди них величайшие философы древности: Сократ, Овидий, Гораций.  

Второй круг находится под стражей Миноса, демон подземного царства, который своим хвостом низвергает падшие души на их круги Ада. На втором уровне Данте встречает тех, кто предавался развратной необузданной страсти. Здесь Клеопатра и Франческа.

Третий круг – обитель чревоугодников. Охраняет круг Цербер. Их душевные терзания страшнее земных, они пропадают в нечисти. Здесь Данте встречает своего старого друга Чакко, он взял с него слово поведать о нем по возвращению на землю.

Четвертый уровень, под охраной демона Плутоса, он служит местом заточения самых жадных, мелочных людишек, гнусных казнокрадов и расточителей, многие из которых когда-то были священнослужителями.

Пятый – уготовлен для завистников, злобных душ, погубленных своей ленью и гневом. Дальше герои подходят к водоему, через который Флегий перевозит их в город Дит – шестой круг казни еретиков. В Дите слышны ужасные крики и стоны, это еретики сгорают в могилах. Седьмой уровень, овитый горами и охраняемый полубыком Минотавром, предназначен для самоубийц и убийц. В кровавых потоках мучаются насильники, страдают преступники, метаются в агонии деспоты и злодеи. Вокруг сухие гущи, их заклевывают адские птицы, их топчут ногами мертвецы. Сломав одну ветку, Данте увидел, как полилась темная кровь и начались мучительные стоны. Эти кустарники были душами самоубийц.

Здесь мыслитель встречает царя безбожника Капанея и своего учителя поэта, повинного в однополой любви. Далее путники натыкаются на хвостатого Гериона, который направляет их в восьмой круг – место мук мошенников, сутенеров, ростовщиков. Восьмой уровень складывается из десяти злопазух или рвов и в каждой из пазух мучаются разные грешники: подхалимники, погрязшие в зловонной массе, развратники, продажные священнослужители, ведьмы и гадалки со сломанными шеями, взяточники, воры, покусанные змеями, бунтовщики и деятели смуты. После долгого пути длиною в десять рвов, мыслители достигают девятого круга с ледяным озером и погрязшими в нем навеки предателями. В центре – царь бездны – трехликий Люцифер. В каждой его пасти «великие» грешники: Иуда, Кассий и Брут. Пройдя девятый круг, путники замечают дорогу и поднимаются на поверхность.

Чистилище

Далее, Данте со своим проводником Вергилием, очистившись от грязи, сажи и копоти Ада, подходят к чистилищу. Перед ними море и челнок и Ангел, переправляющий души умерших, не попавших в ад. Путников переправляют на другую сторону, после чего они направляются в сторону возвышающейся горы. Ангел наносит на лбы героев букву «г» семь раз в обозначение каждого из грехов. По мере движения по Чистилищу, эти знаки будут исчезать. У подножия горы Данте и Вергилию встречаются грешники, перед смертью раскаявшиеся в своих делах и потому спасенные от Ада. Здесь Данте встречает своего друга – поэта Сорделло, который соглашается проводить философов. Чистилище также складывается из уровней. В начале на последнем издыхании под тяжестью камня очищаются от грехов гордецы. Во втором – лишенные зрения, с непроницаемой пеленой на глазах, завистники. Третий уровень уготовлен для тех, кто некогда был охвачен гневом. Их злость утихает с приходом непроницаемой темноты. Лентяи оказываются в четвертом круге, где принуждены прозябать в вечном движении. В пятом – скупые души и расточители. В шестом – обжоры в голодных муках. Седьмой уровень – целомудренные сладострастники. Внезапное ликование охватывает все вокруг, так символизирует поэт очищение души и ее вознесение в Рай. Странникам теперь предстоит пройти стену из огня и достичь Рая.

Рай

Посреди роскошных цветущих садов, наполненный благодатью, расположился Рай Земной. Данте видит как чудесная девушка собирает цветы. Она поведала ему о том, что когда-то Рай Земной был более чудесным, но первые люди загубили его, предавшись страшному греху. Здесь Данте встречает свою любимую Беатриче и, омывшись в реке от грехов, возносятся в Рай Небесный.

Небесный Рай делится на небеса. Первое – на Луне, где покоятся духи монахинь. Когда-то они были отданы замуж против их воли. Невиновные, но не проявившие должной стойкости, они вынуждены быть именно здесь. Второе небо у Меркурия. Здесь радуются  души праведников. Третье – Венера, место любвеобильных и дружелюбных душ. Четвертое небо – Солнце, где находятся мудрецы. Далее Марс и Юпитер. На этих планетах мир нашли души честных. Они соединяются в образ орла – символ правосудия. Его всевидящее око образуют самые справедливые. Далее солнце. На этом четвертом небе оказываются мудрецы. Седьмое небо – пространство созерцателей на Сатурне.

Святые души, праведники, нашли покой на восьмом небе. Данте заговаривает со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом, которые поведали ему об истинной вере. Наконец, перед путником, перед Данте возникло последнее девятое небо – само божество.  Окружают наиболее яркую и светлую точку херувимы, ангелы и архангелы. Именно по причине их постоянного движения, Вселенная существует и движется и все течет в ней. Поэт и его возлюбленная возносятся в Эмпирей – высшую точку всего мирозданья. Здесь они встречают старика, своего учителя Бернарда. В это время Беатриче в божественном сиянии возносится над головами. Философ и его наставник восхищаются розой Эмпирея, где сияют души невинно убиенных младенцев. Старец обращается за помощью к деве Марии, а затем просит Данте обратить свой взор наверх.  Подняв глаза, философ видит ослепительный свет – высочайшее божество.  

Данное произведение, основанное на христианском учении, посвящено описанию расплаты и награды, тому, что ждет людей согласно их деяниям после смерти. Грешники обречены на вечные муки, в тоже время праведники помилованы Божьей волей. Это поэма о вечных и незыблемых ценностях, об ответственности за земную жизнь перед миром небесным, о любви, благодаря которой души оборачиваются к свету. «Божественная комедия» учит читателя стремиться к высшему своему предназначению.

Читательский дневник.

Божественная комедия - Данте. Читательский дневник

Божественная комедия - Данте

Советуем почитать