Ипполит - краткое содержание трагедии Еврипида

«Ипполит» – драма древнегреческого драматурга Еврипида – была впервые опубликована в 428 году до н. э. для городского фестиваля Дионисия в Афинах, заняв первое место в конкурсе драматургов. Еврипид является великим трагиком классических Афин, наряду с Эсхилом, Софоклом и Эвфорионом. Они также являются одними из немногих драматургов этой эпохи, чьи произведения сохранились до наших дней. Хотя Еврипиду приписывают более девяноста пьес в его творчестве, только девятнадцать из них сохранились до наших дней. Считается, что он оказал сильное влияние на поздних греческих драматургов, включая Гомера.

Трагедия основывается на древнегреческом мифе о сыне героического Тесея из легенды о Минотавре. Однако с тех пор Тесей впал в немилость. Предыдущая пьеса Еврипида «Ипполит Калиптомен» написана по тому же мифу, но утрачена.  Известная нам версия часто упоминается как «Ипполит Стефанофор», чтобы различать эти произведения.  

Ипполит живет в Трезене, прибрежном городе в Пелопоннесском регионе Греции, где Тесей, царь Афин, в настоящее время находится в изгнании. Он добровольно наказал себя за убийство местного царя и его сыновей. Его сын Ипполит – результат второго брака с царицей амазонок, которая вскоре погибла. Мальчик с юных лет обучался искусству боя у Питфея, царя Трезенского.

В начале пьесы Афродита, богиня любви, объясняет зрителям, что Ипполит поклялся оставаться целомудренным, и не будет поклоняться ей. Вместо этого он отдает дань богине охоты, Артемиде. Это приводит Афродиту в ярость, и она замышляет отомстить ему. Когда он посетил Афины два года назад, Афродита начала свой заговор мести и использовала свои силы, чтобы заставить Федру, мачеху мальчика, влюбиться в него. Ипполит и его единомышленники поклоняются статуе Артемиды, рассматриваемой как целомудренная богиня, не искушаемая человеческими удовольствиями. Слуга предупреждает его, что Афродиту нельзя гневить, но юноша смеется над его беспокойством. Греческий хор, состоящий из молодых замужних женщин Трезена, вступает в игру и поет о том, как жена Тесея – Федра – не спала и не ела три дня. Когда она появляется с кормилицей, то понятно, что действительно очень больна. Поначалу она отказывается признаться, почему, но потом признается, что любовь к пасынку сделала ее такой. Кормилица потрясена этим открытием. Федра говорит, что собирается уморить себя голодом и умереть, не нарушив брачных обетов. Служанка обещает дать ей магическое зелье, которое сможет вылечить от неуемной страсти.

Посетив Ипполита и заставив его поклясться хранить тайну, женщина раскрывает тайну одержимости Федры и предлагает ему подумать о том, чтобы уступить ее желаниям. Молодой мужчина реагирует с яростью, угрожая раскрыть их планы Тесею, как только он вернется из изгнания. Услышав это, Федра понимает, что она находится в ужасной и безвыходной ситуации. Царица клянется, что отомстит, а затем направляется в спальню и вешается. Тесей возвращается и обнаруживает мертвое тело любимой. Поскольку все поклялась хранить тайну, никто из них не может сказать ему, почему она покончила с собой. Царь обнаруживает на ее теле письмо, в котором говорится, что она была изнасилована пасынком. В ярости Тесей заставляет сына выбирать между смертью и изгнанием. Несчастный протестует против своей виновности, но не может сказать правду, потому что служанка Федры взяла с него клятву хранить тайну. Письмо – единственное доказательство, которому верит Тесей, и он изгоняет родного сына. Входит посланец и описывает правителю ужасную сцену. Когда Ипполит садился в свою колесницу, чтобы покинуть королевство, из моря выскочил огромный бык, напугавший лошадей. Это заставило лошадей соскочить с утесов и разбить колесницу о скалы. Беднягу оттащили назад, он тяжело ранен. Хотя посланец и протестует против виновности Ипполита, Тесей отказывается ему верить. Он рад, что его сын умирает. Тем не менее, Артемида появляется и реагирует с яростью на царя за убийство своего сына. Она разоблачает правду, что горемычного мальчика подставили, а его супруга солгала. Тесей сокрушен этим откровением. Едва живой Ипполит в финальных сценах пьесы прощает своего отца, затем умирает.  

Как и во многих греческих мифах, боги изображены здесь с человеческими качествами: ­ревнивыми и мстительными. Пьеса исследует темы любви, чистоты, человеческой порядочности и способы, которыми они могут быть испорчены такими вещами, как зависть и мелкие человеческие заботы. Причиной гибели безвинно пострадавшего является его искренняя любовь к чистоте и нежелание поклоняться богине любви.  Двойственность человеческой натуры подчеркивается присутствием Афродиты, олицетворяющей любовь, и Артемиды, олицетворяющей целомудрие и ясное мышление. Как одна из классических греческих трагедий, «Ипполит» до сих пор широко читается в классической литературе и анализируется специалистами Древней Греции, хотя и редко ставится сегодня.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Ипполит Еврипида. Читательский дневник

Ипполит Еврипида

Советуем почитать