Педагогическая поэма - краткое содержание произведения Макаренко

Автобиографичная книга Макаренко была создана во время работы автора в трудовой колонии для несовершеннолетних. Все содержание поэмы разместилось на страницах в трех частях книги, из них выделилось 15 глав и эпилог.

В 1920 году в Советской стране автор решил основать колонию для беспризорных подростков им. Горького. В этот лагерь для малолетних преступников отправляли даже тех хулиганов, которым не было еще 18 лет. Педагогический состав, кроме самого заведущего Макаренко, включал в себя только двух воспитателей и одного завхоза. Материальное обеспечение было плохим, половино было разграблено.

Первыми преступниками в колонии оказались шесть парней. Они практически сразу стали бунтовать, выражая неприязнь к своему положению в лагере. Поддерживать дисциплину воспитателям не удавалось: их замечания просто игнорировались. Воспитанники могли спокойно уйти в город на всю ночь, возвратившись лишь под утро. Невозможно было заставить колонистов выполнить какую-либо работу в лагере. Через некоторое время один из беспризорников был арестован милицией за грабеж и убийство.

Ситуация изменилась через несколько месяцев такой жизни в колонии. Однажды в ссоре с одним из воспитанников Макаренко не смог сдержать свои эмоции и применил физическую силу на глазах у остальных ребят. Парни поменяли свое отношение, высказались, что они не настолько плохие и отправились рубить дрова. Впервые работа была сделана качественно и до конца. С этого дня началась другая жизнь в коллективе воспитанников.

Со временем наладилась строгая дисциплина. Ребята теперь сами застилают свои кровати, в спальне организовывают дежурство. Запрещено выходить за пределы лагеря без разрешения. Посещение школы отныне обязательное требование.

Макаренко отдельно отмечает тему воровства в своей поэме. Провизию со склада воровали постоянно, продуктов не хватало на всех. В один день даже произошла кража денег с кармана директора. Однако самой последней точкой стало то, что пропали деньги у старой экономки. После недолгих разбирательств вора удается уличить. Колониста, пойманного на воровстве, выставили на народный суд перед всем коллективом. Негодованию не было предела, ребята хотели сами расправиться с ним, но было решено оставить парня под арестом. Эта ситуация искоренила воровство в лагере.

Таким образом, медленно происходит становление коллектива, появляется дружба между ребятами. Ориентиром уже служат не только свои потребности, но и других. Воспитанники колонии смогли самостоятельно организовать отряды патрулирования, которые защищали ближайшую территорию от браконьеров, грабителей. Можно сказать, так они смогли почувствовать, что стали нужными государству. Хотя местные жители их боялись, думая, что это очередные бандиты.

После переезда на новое место парни начинают заниматься сельским хозяйством. Идет полноценное обустройство быта. Воспитанники учатся новым специальностям, которыми когда-то хотели обучиться. Так в коллективе появляется столяр, плотник, кузнец и другие рабочие. Помимо работы ребята ставят спектакли и приглашают на концерты местных. Их театр становиться популярным.

Так как в своей колонии уже был налажен быт, их попросили помочь Куряжской колонии. Эта была нелегкая задача: с местными не сразу удалось настроить контакт. Работу они не выполняли, постоянно конфликтовали с горьковцами. В то же время появляются противники методов воспитания Макаренко, поэтому за ними усиливается контроль начальства. Организовать новый коллектив получилось с большим трудом общими силами воспитанников и руководителя. Даже сам Горький решил навестить колонию, чтоб увидеть работу парней.

Но противников идей заведующего это не остановило и давление на Макаренко только усилилось. Он не выдержал и перешел из колонии в детский трудовой лагерь. Критики было много, но вклад Макаренко в педагогику был оценен. Система, разработанная им, имеет своих последователей. В поэме описан огромный, великий и тяжелый труд педагога, который сравнивают с подвигом.

Эта книга, как пособие для педагогов и родителей с описанием практики и принципов действия учит понимать детей. Воспитание в коллективе – это основная мысль автора, только так можно вырастить полезного для общества гражданина, несмотря на все его недостатки и прошлое. При этом Макаренко смог найти подход к каждому воспитаннику.

Читательский дневник.

Педагогическая поэма (Макаренко). Читательский дневник

Педагогическая поэма (Макаренко)

Советуем почитать