Пир - краткое содержание книги Платона

Один из важнейших диалогов Платона, относящийся к среднему периоду его творчества, примерно между 384 и 372 г. до н.э. Он описывает праздник, который состоялся у Агафона. На него прибыло много именитых гостей: Алкивиад, Аристофан, Эриксимах, Федр, Аристодем и, конечно же, Сократ.

Праздник имеет сложную рамочную конструкцию из нескольких уровней повествования. О том, что произошло на празднике у Агафона, читатель узнает из беседы Аполлодора с не названным по имени другом. Ранее Аполлодор рассказал о празднике Глаукону (брату Платона). Хотя сам не присутствовал на этом пире, он повторяет то, что слышал о ней от Аристодема, друга Сократа. Аристодем, в свою очередь, рассказал, о чем говорили участники праздника. Наконец, на последнем уровне повествования Сократ рассказывает о празднике.

Во время ужина обсуждались разные темы. Начали с Эроса кумира любви, помощника Афродиты. Сначала Федр говорил о силе любви, основываясь на том, что любящий человек способен пожертвовать всем для своей любимой или любимого. Приводит примеры самоотверженности Ахилла, Орфея и говорит, что боги покровительствует тем, кто преданно влюблен. Заканчивает свою речь утверждением, что Эрот самый важный бог.

Павсаний же утверждает, что существует два Эрота, один из которых восхваляет любовь низменную и пошлую, а второй – возвышенную и чистую. Упоминает он и об однополой любви. В конце своей речи обращается внимание на несколько аспектов, например, что стремление к самосовершенствованию – одна из наиболее важных особенностей любви. Одновременно обращает внимание на то, что Эрос только в этом полезен.

Эриксимах развивает высказывание о двойственности мира. Он видит в Эросе соединительные факторы, сплочение, которое не лишено жизни. Потому что это помогает сохранить все в гармонии (например, добро и зло, красоту и уродство). Здесь можно заметить первые признаки дуализма.

Присутствие Аристофана в застолье Платона является загадкой, поскольку из других источников известно критическое отношение друг к другу комедийного писателя и Сократа. Аристофан высмеяли философа в его комедии «Облака», а также в других пьесах. Аристофан был выдающимся греческим комиком, поэтому его речь в значительной степени комична, она также характеризуется ценностью, смелой метафорикой и конкретной визуализацией. Затем начинается сказочное, абсурдное утверждение о первоначальной сборке человека из половинок, их разделения и создания, таким образом, любви как притяжения этих половинок. Аристофан рассказывает, что человеческая природа когда-то отличалась от нынешней: существовали три пола, состоящие из половинок мужчин, из половинок женщин и состоящие из половинок мужчин и половинок женщин.

Затем Агафон восхваляет совершенства Эрота. После него выступает Сократ и полностью опровергает Агафона. Задавая ему правильные вопросы, Сократ подсказывает Агафону последовательно признать, что: 1) Эрос – любовь чего-то; 2) если есть любовь, это значит, что чего-то хочет; 3) если чего-то хочет, это значит, что этого нет. И наконец, если Эрос – любовь к красоте, значит, ему не хватает красоты. То, что хорошо, это также и красиво. Так что, если Эросу не хватает красоты, ему тоже не хватает добра.

В этот момент доходит, однако, до внезапного окончания пиршества. Через открытые двери вваливаются пьяные люди, которые продолжают пить без всякого порядка и без меры. Поэтому часть гостей идет домой. Сократ – единственный из них сохраняет ясность ума и доказывает собеседникам, что хороший драматург должен уметь писать как комедию, так и трагедию. В конце концов, Аристофан и Агафон засыпают, а Сократ покидает сцену пиршества, идет в Ликеион, принимает ванну там, проводит весь день, как он всегда делал, а вечером идет домой, чтобы отдохнуть.  

В этом произведении Платон дает нам понятие высокой любви. А любовь, равно как и стремление к прекрасному, являются основной целью существования человека.

Читательский дневник.

Пир Платона. Читательский дневник

Пир Платона

Советуем почитать