Слово о законе и благодати - краткое содержание речи Илариона Киевского

Данное произведение было написано очень давно и является драгоценным литературным памятником. Это слово было записано еще задолго до всем известной повести Временных лет. Автором этого произведения является митрополит по имени Иларион. Это слово было создано в середине одиннадцатого века. Митрополит того времени проповедовал и пытался донести ценную информацию до умов подопечных.

Митрополит делает акцент на основных постулатах христианства. Сначала автор говорит о законе, который человечество обрело благодаря Моисею, который провел 40 дней на горе Синай. О благодати и истине, которая была открыта человечеству посредством Сына Божия по имени Иисус Христос. Благодаря Ему на место закона пришла благодать. Вера охватила всё человечество и дошло до русского народа, который столько лет являлся языческим народом. Великий князь по имени Владимир крестил Русь.

В этом обращении автор показывает, что закон был упразднен благодатью и открыл людям свободный доступ к Богу. Ранее, человек не был в состоянии исполнить все заповеди. Мало того, если индивид нарушает хотя бы одну заповедь, то становится виновным перед всем законом. Именно поэтому и явился Бог во плоти. Потому как только Он мог исполнить весь закон и оправдать грешных людей своею смертью. Здесь делается акцент на главенстве Нового завета, ветхий же отходит на второй план.

В своем наставлении митрополит обращается к людям, способным мыслить самостоятельно и тем, кто являются приверженцами веры православной. Потому что такие люди способны развернуть человека от суеты и грешных дел к живому Богу.

Далее Иларион приводит в пример известную историю. Начинается повествование о семейной жизни Авраама с его женой. Проблема была в том, что у пары уже очень продолжительный промежуток времени не было детей. Бог же обещал Аврааму, что у него будет наследие. Сарра же хочет сама решить сложившуюся проблему. Она считается себя бесплодной, поэтому предлагает своему мужу вступить в связь с ее служанкой по имени Агарь. Авраам слушает жену и делает так. После этого рождается сын по имени Измаил.

После митрополит делает вставку. Он приводит сравнение. Также и благодать обращается к Богу и сообщает, что ей еще не время идти на землю. Потому что сейчас время закона. У Авраама появляется наследник Измаил, но это не сын обетования. Моисей получает закон, который автор называет тенью. Позже Аврааму является ангел, мужчина расположен к нему. Илларион проводит параллель. Дева по имени Мария принимает семя от Господа. И Господь открывает утробу Сарры. Наконец рождается Исаак, сын обетования. Свободная рождает свободного. Это является архетипом благодати. Прошло время, Измаил плохо относится к брату. За что Агарь с сыном оказываются в изгнании. Тут тоже есть прообразность. Тень отходит, приходит время света. Благодать заменяет закон.

Всё это время автор опирался на Священные писания или, иначе говоря, Библию. Митрополит использует много сравнений, прообразов. Он находит параллели между ветхим и новым заветами.

Далее, автор размышляет о дорогой сердцу Руси. Он очень благодарен, что Бог просветил наш народ и открыл ему истину. Иларион повествует о принятии христианства и безгранично благодарит великого князя. Именно князь по имени Владимир положил начало православию в родной стране. Страна росла и умножалась, но всегда придерживалась веры, преданной от отцов, которая множество раз спасала нас от неприятелей.

Автор подчеркивает и перечисляет заслуги князя. Не каждый решится привести другую веру, когда народ веками крепко стоит в язычестве, другого не знает и знать не желает.

Читательский дневник.

Слово о законе и благодати (Иларион Киевский). Читательский дневник

Слово о законе и благодати (Иларион Киевский)

Советуем почитать