Краткое содержание рассказа Ножичек с костяной ручкой Солоухина
Повествование ведётся от имени главного героя. Он рассказывает, что из Москвы ему привезли маленький перочинный ножичек с двумя острыми лезвиями и красивой костяной ручкой. Этим ножиком легко можно было перерезать ореховую палку. Да и свистки, изготовленные с его помощью, получались отличные.
Когда начался учебный год, герой стал брать ножичек с собой в школу. Он очень гордился им. Иногда одалживал его учителю, чтобы тот заточил карандаш.
Однажды мальчик, скучая на уроке, решил вырезать на парте какую-то букву. Хотел достать ножик из сумки, но его там не оказалось. Он обшарил карманы и даже под парту залез, однако любимого подарка нигде не было.
Учитель обратил внимание на возню ученика и спросил о причине его беспокойства. Узнав, в чём дело, стал проверять, кто из ребят является вором. Сначала Фёдор Петрович спрашивал у каждого, а потом у доски выстроил детей в линейку и принялся обыскивать их портфели и парты. Затем по очереди проверил одежду и обувь всех ребятишек. Любопытные учащиеся из других классов заглядывали в окна и двери, интересуясь что происходит.
Тем временем герой укладывал в свою сумку тетради и учебники. Вдруг из какой-то тетрадки к нему на колени упал ножик. Но мальчик не испытал чувство радости, что любимая вещица нашлась. Ему сделалось очень стыдно. Его мучили угрызения совести, что из-за него одноклассников заподозрили в воровстве и подвергли унизительному обыску, что из-за него сорвались уроки. Он с большим удовольствием провалился бы сквозь землю, если бы мог. Однако это было невозможно.
Восьмилетнему мальчику следовало решить труднейшую психологическую задачу. Он понимал, что необходимо сказать, что пропажа отыскалась. Однако у героя не хватало сил встать и громко заявить, что перочинный ножичек нашёлся. Его собственный язык отказывался подчиняться ему. Потому он молча подошёл к учительскому письменному столу, держа ножик на ладони вытянутой вперёд руки.
Сердитый учитель назвал мальчика растяпой и выгнал из класса. Герой не побежал домой, чтобы спрятаться в дальнем углу сада, отлежаться в высокой траве и поплакать. Он упрямо стоял возле школьных дверей, пока мимо него не прошли все мальчики и девочки из его класса. Почти каждый с упрёком говорил ему: «Эх, ты!»
Произведение учит иметь мужество признаться в своих ошибках, совершённых осознанно или неосознанно, и принять заслуженное наказание.
Читательский дневник.
Ножичек с костяной ручкой. Читательский дневник
Советуем почитать
- Краткое содержание романа Квартеронка Рида
События романа происходят в середине девятнадцатого века в США. Ключевым персонажем романа является Эдвард, представленный в образе молодого и состоятельного англичанина,
- Краткое содержание книги У войны не женское лицо Алексиевич
В эту документально-очерковую книгу Светланы вошли реальные истории женщин, которые участвовали в Великой Отечественной войне. В большинстве военных произведений читатель видит героические подвиги солдат.
- Краткое содержание пьесы Мера за меру Шекспира
Пьеса «Мера за меру» была создана знаменитым британским драматургом Уильямом Шекспиром в 1603 году. Первоначально произведение было отнесено к разряду комедий, однако в этой истории
- Краткое содержание повести Долгое прощание Трифонова
В Саратов приехала на гастроли театральная группа. Актеров разместили в ужасной гостинице. Главный режиссер уехал по делам в Москву, оставив вместо себя в Саратове Смурного. Ему приглянулась одна из актрис – Ляля Телепнева
- Юбилей - краткое содержание рассказа Чехова
Рассказы Антона Павловича Чехова – известного русского писателя и врача конца девятнадцатого века – поражают любого читателя своей лаконичностью, философской глубиной и характерной иронией