Теория "Трех штилей" Ломоносова кратко

М.В.Ломоносов, «первый русский университет» (по словам А.С.Пушкина), в 1758 году предложил разделить русский язык на три «штиля». В этом была особая необходимость. Преобладающие в речи простонародные слова не подходили для записей в письменной форме, а церковнославянский письменный язык совсем не понимало необразованное население. Обилие польских и западноевопейских слов в речи и вовсе делало русский язык недоступным для всеобщего понимания. Таким образом, русский язык не имел четкой структуры и стилевой принадлежности. Поэтому Ломоносов предложил разделить тексты согласно его теории «трех штилей».

Высокий стиль

Реформатор словесности предложил относить к высокому «штилю» торжественные тексты, которые изобиловали помпезными, сложными речевыми оборотами, включали старославянизизмы и общеупотребительные слова. Здесь разрешалось использование заимствованных слов. Таким стилем рекомендовалось писать хвалебные песни – оды, речь оратора, героические поэмы и трагедии. Стиль применялся знатью и царскими особами, так как только образованный человек мог понять тексты высокого «штиля».  

Средний стиль

Средний «штиль» содержал интегрированные понятия высокого и низкого стиля. Применяемая лексика имела нейтральную характеристику. Она могла содержать часть общеупотребительных слов, часть заимствованных, часть церковнославянских. Использовался для написания сатирических произведений, дружеских эпиграмм, элегий и драм.  Стоит отметить, что к данному «штилю» относится наибольшая группа текстов литературы.

Низкий стиль

«Штиль», относящийся в низкому, подразумевал довольно простой язык, преимущественно русскую лексику, понятную каждому. Широкое применение нашли диалектизмы и просторечные слова. Тексты содержали описание быта, разговоров. Его использовали для написания комедий, песен, писем.

Стоит отметить, что у теории Ломоносова были оппоненты, которые считали, что такое разделение только утяжелит русский язык. Кроме того, оставалась группа слов, не входящих в установленные рамки (например, не используемые в речи старославянизмы). Однако впоследствии и они признали преимущества теории: посредством разделения языка на «штили» в нем появилась упорядоченность, конкретность, адресность, что помогло использовать его наиболее активно и без боязни, что окружающие не поймут обращенную к ним речь. В дальнейшем, на основании данной теории, в русском литературном языке появились функциональные стили.

Подробнее

Ломоносов Михаил Васильевич – известный гениальнейший учёный 18 века в России. Это универсальный человек, который, кажется, умел всё. Он был историком, естествоиспытателем, физиком, химиком. Помимо того, что он знал множество наук, во все он вложил что-то новое, сделал открытие. Не обошёл стороной Ломоносов и литературу с русским языком, он придумал деление произведений на три вида – высокий, низкий и средний.

Низкий стиль – самый простой вид повествования. Включает в себя слова обычных людей, просторечия и диалектизмы. Писали этим «штилем» о бытовых вещах, совершенно обыденных для человека. «Комедийный» произведения также было принято писать низким «штилем». Среди них комедии, басни и песни. Для написания эпиграмм тоже использовался этот стиль, потому что они лишь высмеивали какое-либо лицо, и ничего в них торжественного и восторженного не было, чтобы отнести к высокому «штилю».

Высокий стиль, как уже говорилось выше, является величавым. Использовали его, когда писали хвалебные поэмы, оды. Рассуждения о высоких материях и восхваления какого-либо лица, чаще всего императора («ода на день восшествия Елисаветы на престол» Ломоносова – яркий тому пример) – это не всё, где можно было применять этот «штиль». Помимо них, им повествовалось об исторических событиях, о чём-то легендарном и героическом. Это стиль трагедии, все они написаны именно высоким стилем. Ораторы также писали свои пламенные речи именно таким «штилем».

Помимо двух противоположных стилей в теории Ломоносова есть ещё один, менее «радикальный» - средний. Являясь таковым, он вобрал в себя слова обоих вышеперечисленных стилей. В нём присутствовала как народная разговорная речь, так и церковные слова. Именно их сочетание, взятое из разных, противоположных друг другу направлений и позволяет сказать, что средний «штиль» - самый богатый и распространённый. Говоря о церковнославянских словах стоит отметить, что использовать их было необходимо очень аккуратно, так, чтобы они не потеряли своего значения, своей духовности. Помимо них, в средний стиль входили и книжные слова. Однако, это не стиль, с помощью которого рекомендовалось писать научные работы, это стиль, которым можно было поучать и воспитывать. Именно просветительская деятельность отличает этот стиль от других, им писали и говорили о политике, о культуре и нравственных вопросах. Сюда же можно отнести и слова, несущие эмоциональный окрас, способные передать настроение и состояние человека. Эмоциональное произведение – элегия также как раз-таки относится к среднему стилю. Также им писались драмы, дружеские послания, эклоги (рассказы о пастушьей жизни) и сатирические произведения, которые, в отличие от эпиграмм, несли более жестокий, обличающий и общественно-важный оттенок.

Подытожив, отметим, несколько отличительных признаков всех трёх «штилей». Для высокого характерна возвышенность, торжественность. В нём присутствуют русские и церковнославянские слова. Используется этот стиль для написания од, хвалебных писем, трагедий и героических произведений. Низкий стиль – это сочетание русских слов с простонародными, с разговорной речью. С помощью него описывали быт, писали увеселительные произведения: басни, комедии и эпиграммы. Средний стиль самый богатый из всех. Это смесь русских слов со старославянскими, а иногда и с разговорными. Им общались в письмах, писали послания и драмы.

Вклад Ломоносова в русскую литературу и язык в целом невозможно переоценить. Возможно, для многих его теория показалась слишком строгой, создающий дополнительные ненужные рамки, однако благодаря нему люди вспомнили многие давно забытые церковные слова и забыли иностранные, так как они не подходили ни под одну категорию и, по мнению Михаила Васильевича, были не нужны. Теория «Трёх штилей», бесспорно, повлияла на дальнейшее развитие русского языка и литературы.

Теория "Трех штилей" Ломоносова

Теория

Интересные темы

  • Жизнь и творчество Михаила Булгакова

    Русская литература XX века включает в себя множество знаменитых представителей творческой интеллигенции, среди которых особое место занимает имя Михаила Булгакова, выдающегося прозаика и драматурга.

  • Дельфины - сообщение доклад (2, 4, 5, 7 класс)

    Дельфины – водные млекопитающие животные, относящиеся к отряду китообразных. Основным ареалом распространения дельфинов служат моря, животные также могут заплывать в устья рек.

  • Жизнь и творчество Ромена Роллана

    Ромен Роллан (1866-1944 гг.) относится к всемирно известным писателям, являющимся помимо маститого французского прозаика еще и общественным деятелем

  • Сообщение про Ласку доклад окружающий мир 2, 3, 4 класс

    Ласка - крохотный, миловидный зверек, относится к отряду хищных. Она достаточно агрессивна и опасна, для всех видов мелких животных, особенно часто нападает на домашних животных в населенных пунктах.

  • Жизнь и творчество Марины Цветаевой

    Имя Цветаевой стоит в одном ряду с такими поэтами, как Мандельштам, Ахматова. Она – поэт, своеобразный, талантливый и непосредственный.