Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Страница истории российского государства семнадцатого века нашла своё отражении на огромном полотне В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Картина была написана в 1887 году. Замечательный художник родился в Сибири и много читал о расколе церкви - на старообрядческую и новую. На написании картины у него ушло четыре года.      

В центре картины изображена в санях сама боярыня Феодосия Морозова, одетая в русскую национальную одежду того времени. На её суровом и бескровном  лице выделяются глаза, а в них изображена сама вера, за которую она не побоялась поплатиться. Морозова  была сослана царём в монастырь и умерла в нём от голода. Художник показывает нам силу веры, непоколебимость духа боярыни.

Сани утопают в снегу, вокруг неё толпа людей, провожающих её. Народ, окружавший сани разнообразен, здесь богатые господа и убогие простолюдины, монашка и юноша-слуга. Она поднимается в санях, говорит прощальные слова, подняв вверх руку сложив её в двуперстие. Это старообрядческий символ, который символизирует земную и небесную сущность Христа. Люди, как  будто поделены на два лагеря. Одни её осуждают и смеются над ней, а другие восхищаются. 

Простые люди обступили сани, молодая женщина в желтом платке кланяется, а старуха, с палочкой  в руках, стала перед героиней и её несгибаемой волей на колени. Убогий и грязно одетый,  юродивый, жалостно смотрит на женщину. Он поднимает, двуперст, последний раз крестя любимую боярыню. Суриков сам стал участником своей картины, изобразив себя странником, бродившим по широким просторам своей страны. Взоры каждого из них обращены к ней. Икона Божией Матери, справа на картине, смотрит на всю трагедию печально.

Сама картина написана яркими красками. Суриков передал нам  образы той эпохи и исторический момент противостояния церкви и обычного человека. Художник показывает нам женщину, которую не пугает ссылка, она убеждена в правильности своих суждений. Природа на картине тоже живет своей жизнью. Людскую толпу окутывает лёгкое облако тумана и этот зимний день, и следы полозьев от саней на грязном снегу и крыши  домов покрытые снегом.

Картина восхитила меня, и её автор раскрыл передо мной часть великой русской души. И во мне проснулось желание узнать больше о русской истории, о царях, и их вассалах.

Вариант 2

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916) – русский художник, автор масштабных исторических картин.

Одной из моих любимых работ В.И. Сурикова является картина «Боярыня Морозова». У этой картины очень богатая предыстория. Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня, которая за поддержку старообрядцев была арестована, лишена всего имущества, а затем сослана в монастырскую тюрьму, в которой умерла от голода.

Каждого персонажа своей картины В.И. Суриков тщательно продумывал, известно, что художник долгое время искал натурщицу для главной фигуры – боярыни, в итоге его тетушка стала прототипом боярыни Морозовой.

На переднем плане картины мы видим сани, на которых в оковах сидит боярыня Морозова. Лицо ее бескровно, абсолютно бледное и безжизненное, выражает полную одержимость. Боярыня подняла свою правую руку с двуперстным крестным знамением. Она крестит толпу, демонстрируя, что даже под угрозой смерти она не отступает от своих принципов «старой вере».

По левую руку боярыни мы видим женщину в красной шубе, это сестра Морозовой – Евдокия. Руки ее крепко сцеплены в замок, она молится. Ее поза говорит о том, что она в отчаяние, она боится за жизнь своей сестры.

Также на переднем плане картины мы видим юродивого, который абсолютно раздетый сидит на снегу. Он дублирует жест Морозовой что говорит о том, что он поддерживает ее. Рядом с ним на коленях стоит женщина, по внешнему виду которой можно сказать, что она бедна. Женщина беспомощно протягивает руку в след уезжающей Морозовой, словно просит милостыню.

В целом сани разделили толпу. Справа от боярыни стоят люди, которые насмехаются над ней, видно, что они ни капли ей, не сочувствуют. Слева – люди, лица которых наполнены страхом. В первом ряду можно заметить три богато одетых женщины, и поза их говорит о том, что они очень соболезнуют Морозовой, в их глазах застыли слезы.

Нельзя не отметить то, как художник искусно изобразил снег. Он настолько реалистичен, что кажется будто вот-вот упадет прямо с картины. Известно, что В.И. Суриков для того, чтобы изобразить снег как можно более точно долгое время наблюдал за ним, отмечая все оттенки и цвета, которые он приобретает в разные условия.

Картина вызывает восторг. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей, изображенных на картине, понадобится целый день. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. На мой взгляд основная мысль описываемой картины в том, что нельзя предавать свои убеждения ни при каких обстоятельствах даже под угрозой смерти.

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

В Государственной Третьяковской галерее города Москвы находится масштабное полотно «Боярыня Морозова», принадлежащее кисти выдающегося русского живописца Василия Ивановича Сурикова. Картина сразу обращает на себя внимание.

На полотне изображено реальное событие, произошедшее в ноябре 1671 года, когда по приказу царя боярыню Феодосию Морозову, приверженку старой веры, отправили в монастырь. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Женщина сильного характера и несгибаемой веры Феодосия Морозова до конца жизни следовала своим убеждениям. На картине убежденная староверка Морозова запечатлена в момент, когда она подняла руку с двуперстным крестным знамением. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. На картине показано противостояние приверженцев церковной реформы и сторонников старой веры. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест.

Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся. Рядом с санями, молитвенно сжав руки, идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Он будто не замечает холода, двумя перстами крестит Феодосию Морозову, измученную, но не побежденную, не отказавшуюся от своих идей.

Некоторые в толпе не понимают, что заставляет женщину, облеченную богатством и властью, упорствовать в своих убеждениях. Это вызывает злые насмешки и злорадство мужчин, а вот женщины в толпе смотрят грустно, испуганно, сопереживая чужому горю. Лишь дети беззаботны и веселы. Для них это всего лишь представление.

Если долго смотреть на картину, то создается ощущение своего личного присутствия в толпе, провожающей на муку мятежную боярыню. Велика сила художника, его талант, позволяющий зрителю проникнуться трагедией, случившейся так давно, но будто бы недавно.

7 класс

Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

Несколько интересных сочинений