Сочинение по рассказу Петька на даче Андреева

В рассказе «Петька на даче», написанном Леонидом Николаевичем Андреевым в 1899 году, поднимаются острые социальные проблемы, характерные для тогдашней России. На примере несчастного маленького персонажа этого произведения автор показывает горькие судьбы огромного количества других детей, происходивших из бедных семей и лишенных полноценного детства из-за нищеты их родителей.

Главным героем этой истории становится десятилетний Петька, который вместо учебы и игр с друзьями с утра до вечера прислуживает в парикмахерской. Хозяин третьеразрядного заведения весьма суров с мальчиком и требует от него непрерывной работы, Петька постоянно слышит распоряжение подать воды и старается действовать как можно быстрее, чтобы избежать очередного наказания со стороны цирюльника Осипа Абрамовича.

Парикмахерская располагается далеко не в самом благополучном квартале, и паренек постоянно наблюдает за потасовками местных жителей, злоупотребляющих алкогольными напитками и регулярно произносящими самые неприличные и грубые слова. Жизнь Петьки является чрезвычайно тоскливой и однообразной, каждый новый день полностью повторяет предыдущий. Безрадостное и лишенное всякого смысла существование незаметно накладывает свой отпечаток и на внешность ребенка, который в свои 10 лет уже начинает напоминать маленького старичка, он болезненно худ, и у него появляются тонкие морщинки.

Но неожиданно в судьбе Петьки происходит благотворная, хотя и кратковременная перемена. Владелец парикмахерской позволяет мальчику ненадолго отправиться на дачу, принадлежащую господам, у которых служит кухаркой мать паренька Надежда. За городом мальчик впервые в жизни видит ясное голубое небо и белые облака, он испытывает невероятное и незнакомое ему ранее удовольствие от прогулок, купания, исследования развалин старинного замка. Петька целиком и полностью погружается в новую для него жизнь, которая кажется ему удивительной и прекрасной, ребенок абсолютно забывает о существовании парикмахерской и Осипа Абрамовича.

Однако счастье мальчика продолжается недолго. Ему сообщают о том, что наступила пора опять вернуться к исполнению тягостных обязанностей у цирюльника. Петька не желает верить в то, что у него отнимают все недавно обретенные радости, у ребенка начинается сильнейшая истерика, он не в силах удержаться от слез и пронзительного крика. Барин и барыня испытывают некоторое сочувствие к горю сына кухарки, но вскоре забывают о страданиях мальчика, поскольку их собственное существование всегда остается благополучным.

Судьба Петьки типична для тех, кто рождался в эту эпоху в бедных семьях. Таким людям приходилось трудиться с самых ранних лет, и у них фактически не было детства с играми и шалостями. Невозможно не пожалеть мальчика, обреченного на ежедневную тяжелую работу в унылой парикмахерской. В то же время из рассказа становится ясно, что печальное положение основного героя произведения обусловлено тогдашним общественным устройством, и без существенных социальных преобразований никогда не удастся изменить к лучшему и жизнь Петьки и тысяч таких же обделенных детей.

Вариант 2

По жанровой направленности произведение представляет собой небольшую новеллу, основная тематика которой заключается в изображение социального неравенства в обществе.

Центральный персонаж рассказа представлен в образе десятилетнего мальчика по имени Петька, являющегося исхудавшим, изможденным ребенком, родившимся в бедной семье, что обуславливает необходимость работы им даже в малолетнем возрасте.

Сюжетная композиция произведения является кольцевой, так как начало и конец повествования определяются одними и теми же событиями, которые происходят с героем в парикмахерской, где он работает помощником цирюльника.

Сюжет рассказа разворачивается в момент описания непростой жизни Петьки, которая состоит в постоянной работе без выходных дней и нормального отдыха в дешевой парикмахерской, расположенной в неблагополучном районе города, отличающимся драками, пьянство, сквернословием.

В один из дней Петьки удается увидеть совершенно другую жизнь, когда мать решает взять с собой сына на дачу состоятельных помещиков, куда ее приглашают подработать. Оказавшись за городом, мальчик неожиданно даже для себя начинает оживать и ощущать настоящее детство, наслаждаясь природой, занимаясь рыбной ловлей с появившимся другом Митей, показавшим Петьки много различных и неведомых ему вещей, играя в обычные для детей его возраста игры. Однако отдых быстро заканчивается, и Петька возвращается к своей прежней жизни, а также к изнурительной работе под руководством жестокого и злого цирюльника.

Своеобразие произведения заключается в изображении автором двух совершенно противоположных миров, города, в котором Петьку душат все окружающие люди и предметы, а также дачи, которую ребенок воспринимает как подарок из настоящего детства. Данное противоречие подчеркивается писателем также при описании внешности главного героя, который вначале повествования предстает как морщинистый, состарившийся мальчик, а во время нахождения на даче ребенок преображается и становится нормальным, веселым мальчиком десяти лет, у которого на лице даже следов от морщинок не остается.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении автором социальных проблем в виде людей, которые лишены собственного детства, вынужденных с раннего возраста испытывать на себе тяготы и лишения в отсутствии счастливых дней и моментов.

По рассказу Петька на даче

По рассказу Петька на даче

Несколько интересных сочинений