Анализ рассказа Астафьева Васюткино озеро 5 класс

История о тринадцатилетнем мальчике Васютке, попавшем в сложную ситуацию, позволяет читателю задуматься о многом.

Астафьев, в привычной для себя манере, восторженно описывает красоту и величие природы, во всем тексте сквозит безграничная любовь к русскому народу.

Рассказ был основан на реальных событиях, произведших такое сильное и яркое впечатление на окружающих, что эту историю реально потерявшегося в лесу мальчика Вити, напечатали в школьном журнале.

Главный герой рассказа Васютка заблудился в лесу, отправившись за кедровыми орешками для рыбаков. Мальчик был довольно опытен, так как постоянно ходил на охоту, но тайга диктует свои правила.

Несколько страшных дней и ночей провел Васютка, прежде чем вышел к реке Енисей. Мальчик наблюдал за глухарем и сошел с тропинки, потерял зарубки на деревьях, которые помогли бы вернуться.

В старь тринадцатилетние подростки считались достаточно взрослыми людьми, но продиктованы такие решения были не большой продолжительностью жизни людей и только лишь этим. На примере Васютки становится понятно, что детская увлеченность и недоверие реальным опасностям, присущее всем детям, чуть было не погубили очередную жизнь.

В этом месте можно вернуться к отношению людей в те времена к детям и подросткам. Воспитание, полное доверие, и само отношение к ребенку как к взрослому человеку, наложило неизгладимый отпечаток не только на Васютку. В его образе показаны все дети и подростки того времени.

Мальчик, проведший в лесу несколько дней и жутких ночей, не поддался панике. Как взрослый человек он взял себя в руки, и в конце его терпение было вознаграждено, он вышел к реке.

Как любого человека по началу ребенка, конечно, охватила паника и ужас от осознания происходящего, но быстро сменилась взрослой рассудительностью и холодными выводами.

Васютка, долгое время проводил в среде бывалых сибирских рыбаков и охотников, получил множество советов и выслушал немало рассказов, применение которых и помогло добывать себе еду, обогреваться и найти озеро с рыбой.

Благодаря минимальному количеству главных героев, на страницах рассказа расцветает и живет красота сибирского Енисея, читатель анализирует и восхищается поступками, решениями, смелостью и смекалкой ребенка, поставившего себе цель и шедшего к ней не смотря ни на что.

Вариант 2

Одна из любимых тем Астафьева – связь природы и человека. Писатель рассказывает, как трудно человеку выживать, сопротивляться, искать выходы из сложных ситуаций. Но он собирает последние силы и побеждает. При этом обязательно на помощь приходит мир животных и растений.

Это рассказ о том, как тринадцатилетний подросток заблудился в сибирской тайге. Провел там несколько дней, выжил и нашел озеро, полное ценных пород рыбы.

Вася живет вместе с родителями в тайге. Его отец – бригадир артели, которая добывает рыбу в Енисее. Мальчику скучно: друзей нет, играть не с кем. Утешает только приближающийся учебный год. Подросток с удовольствием рассматривает новенькие учебники, мечтает о деревне, школе.

Ребенок не сидит без дела:  ходит в тайгу, приносит оттуда рыбакам орехи. Умеет стрелять, ориентироваться по компасу, деревьям, солнцу. Автор любит своего героя, называет ласково, говорит, что тот похож  на мужичка.

Отец с дедом воспитывают в нем любовь к природе, учат таежным приметам. Васютка хорошо знает, что без спичек, хлеба, ружья ходить не стоит, на деревьях есть зарубки. Они помогут не заблудиться. Тайга не любит слабых людей.

Все-таки мальчик заблудился. Погнался за глухарем, потерял ориентир, сбился с тропинки. Когда понял, что потерялся, сильно испугался. Им овладело отчаяние. Постепенно успокоившись, понял, что никто его не спасет, пока сам не начнет действовать. Он стал вспоминать, чему его учили родственники. Пока мальчик не знал, что проплутает пять дней.

Он быстро сориентировался, определил стороны света, попытался проложить дорогу к дому. Наблюдательность, знание правил тайги, умение найти выход из сложной ситуации помогли ему выжить. Знал съедобные дары природы. Питался ягодами. Приготовил на костре убитого глухаря, ел его мясо несколько дней. Кедровые орехи также помогли выжить. Пригодилась краюха хлеба, которую заставила взять мать. Берег, отламывал по маленькому кусочку.

Ближе в осени ночи в сибирской тайге холодные. Чтобы согреться и приготовить пищу, подросток разводил костер. Мальчик выжил в тайге благодаря своим знаниям, выносливости, наблюдательности. Он догадался, что в озере, куда он вышел, много рыбы. По перемещавшимся в воде уткам, которых подстрелил, определил, что оно проточное. Васютка вышел к Енисею, где встретил рыбаков.

Наверно, таежнику было страшно остаться одному. Но он был сильным, смелым, поэтому выжил в тайге. Смог без помощи взрослых прожить там пять дней.

В озере, которое нашел мальчик, водилось много рыбы. С тех пор его зовут Васюткиным.

Анализ рассказа Васюткино озеро

Анализ рассказа Васюткино озеро

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение про Фразеологизмы

    Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые состоят из неделимых словосочетаний. Данные выражения созданы путём использования переносного значения слов.

  • Характеристика и образ Аси в повести Ася Тургенева

    Эта повесть написана Тургеневым в 1857 году. В ней повествуется о несчастной любви очень молодой еще несовершеннолетней девушки Аси. Она полюбила мужчину, которому исполнилось двадцать пять лет

  • Сочинение Смерть Андрия в произведении Тарас Бульба

    Трудно представить более драматичный сюжет, чем совершенное отцом убийство сына. И при этом, симпатии читателя остаются на стороне родителя. Почему автор выбрал такое шокирующее развитие сюжета?

  • Шишкин И.И.

    Родился двадцать пятого января 1832 года. С самого детства проводил свое свободное время за рисованием. Учился в училище живописи. Здесь он учится под началом великих наставников.

  • Русский национальный характер в рассказе Левша Лескова

    Левша – повесть Николая Лескова, вышедшая в 1881 году. Главный герой – тульский умелец и самоучка левша. События, описываемые автором, тесно пересекаются с реальными