Музыка революции в поэме Блока Двенадцать

Эта поэма Блока вся наполнена революционной музыкой в том смысле, что в ней дух революции, её ритм, ощущение, а не в том, конечно, что там цитируются революционные гимны.

В этой поэме Александр Блок совсем не обычный. Его символичные и романтичные стихи о прекрасной даме, размеренный стиль уступил место революционному маршу. Поэма немного напоминает Маяковского – отрывистые и короткие строчки, нарочно простая лексика (сукин сын, «елекстрический», походи-ка, солдатье, жрать, ни гу-гу, «етажи»), повторы, восклицания (ох, ах, бац, тах-тах). В первой же строфе из шести строк слово «ветер» четыре раза повторяется, а слов там тринадцать. В трёх строках из десяти слов четыре – «злоба» (в конце первой главы). В революционной музыке перемешаны слова и прохожих, и двенадцати. Непонятно, кто что говорит, но это и не важно. Конечно, ветер и сама метель – это символ революции, которая сметает старую жизнь, рушит всё почти без контроля. Строфы по тексту очень разные – то короткие, то длинные. Стили смешиваются – разговорный с канцелярским чаще всего. Появляются и народные мотивы: повторы, как в песне, а ещё одинаковое начало фраз, «аль» в значении «или». В начале восьмой главы: «горе-горькое» и «скука скучная». И даже строфы начинаются с «ужь я», а завершаются повторами глаголов. В конце этой группы вдруг, как в церкви, о душе рабы «Твоея».

Не обходится автор и без иронии, а она к революции очень подходит. Он вспоминает, как поп брюхо впереди себя нёс, называет писателя «витией». Обрывки фраз доносятся с заседания «постановили-обсудили», которые не смогли остановить волну революции – цунами.

В тексте много восклицаний, отрывистых фраз, диалогов. Старушка на улице призывает «Матушку-Заступницу», то есть Святую Марию.

Понятно, что в тексте много революционных реалий. То плакат об Учредительном Собрании, то большевики и буржуи, то «товарищ поп». Некоторые строчки до сих пор звучат в нашей речи, например, про пожар мировой в крови.

Но в итоге Блок не смог совсем забыть своё образ, поэтому, наверное, в конце поэмы задал всем загадку с появлением Христа. Конечно, его героев двенадцать, как и апостолов, но вот только святых людей они никак не напоминают. Герои совсем не благородны, они простые и жестокие, но это тоже часть революции.

Музыка революции в поэме Блока Двенадцать

Музыка революции в поэме Блока Двенадцать

Несколько интересных сочинений