Анализ сочинение повести Обелиск Быкова
Произведение является исторически бессмертной повестью писателя, раскрывающей тему преемственности поколений, верности национальным патриотическим традициям.
По жанровой направленности произведение представляет собой повесть в виде авторских размышлений на тему идейной нравственности человеческих поступков.
В центре сюжетной композиции представляется поступок главного героя произведения, который рассматривается писателем с разных точек зрения, при этом автор дает собственное понимание проявлению героизма, который, по его мнению, заключается в верности и преданности своему делу, акцентируя внимание на будущее поколение.
Построение сюжетной линии отличается художественным своеобразием, поскольку включает в себя не только повествование рассказчика, но и представляет собой описание его журналистской деятельности в виде сбора сведений о неизвестных героях военных событий, которые совершают бесславный подвиг ради собственной родной земли для счастливого будущего следующих поколений.
Ключевым персонажем повести является Алесь Иванович Мороз, представленный писателем в качестве сельского учителя, преданного своей профессии человека, отличающегося честным, добрым, милосердным характером. С начала наступления войны педагог не бросает занятия с детьми и продолжает обучение, а также в силу своих возможностей оказывает им помощь в виде одежды, обуви. Однажды несколько учеников Мороза оказываются в плену у фашистов, учитель направляется в немецкий штаб с целью оказания защиты безвинно арестованных ребят. Но героизм мужчины оказывается бесполезным, учитель принимает смерть вместе со своими учениками через повешение, поскольку не в его характере оставлять беззащитных детей.
Также основным персонажем является Миклашевич Павел, представленный в образе тяжело раненного бывшего ученика Мороза, который повлиял на становление характера юноши. Павел во время войны становится участником партизанского отряда и при встрече с журналистом рассказывает ему о своем бывшем учителе. Впоследствии юноша по примеру своего учителя тоже начинает преподавать в сельской школе, постоянно напоминая своим ученикам об ужасах военного времени.
Еще одним персонажем является Коля Бородич, представленный в образе самого старшего и самого преданного своему учителю подростка.
После завершения войны на месте гибели учителя с воспитанниками сельчане устанавливают обелиск в память о мужестве, профессионализме, храбрости, патриотизму и смелости обыкновенного русского человека.
Смысловое значение повести заключается в изображении нравственных поступков людей. Художественная особенность произведения выражается в наполнении автором повествовательного сюжета атмосферой раздумья, предлагая читателя самостоятельно сделать вывод о поступке главного героя, будь то совершение подвига, либо необдуманного героизма.
Произведение отличается сложностью восприятия и неравнодушным повествованием.
Вариант 2
"Обелиск" - исторически бессмертная повесть Василя Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.
С самого начала повести раскрывается основная тема - уважение современниками фронтовиков, чтение их памяти. Рассказ ведется журналистом, который так и не встретился с человеком,прошедшим войну.
Рассказчик хочет восстановить справедливость и повествует об учителе Алесе Морозе. Он до самого конца остается верен и предан своей профессии. В годы войны этот учитель помогал детям, одевал их, обувал, заступался за мальчишек перед строгими отцами. На протяжении войны распространял сводки информбюро среди местных граждан.Учитель попал в плен немцев, чтобы спасти своих учеников, но был повешен вместе с ними. В повести восстановлена историческая справедливость. Имя учителя Алеся Мороза и одновременно героя войны прописано на обелиске в селе Сельцо.
Писатель наполнил всю повесть атмосферой раздумья. Нравственная сторона поступка главного героя была вынесена на дискуссию, после первого издания. Его действие рассматривали как подвиг, и одновременно, как необдуманное действие.
Героизм - идейно-нравственное понятие, позволившее понять проявления человека в мирное время и военные годы.
Сочинение по рассказу Быкова Обелиск
Сама повесть была закончена в 1971 году, но опубликован первый экземпляр только в 1972 году. И молниеносно был подвергнут сильной критике. Эта критика развивалась над моральным обликом главного героя Алеся Мороза. «Обелиск» - это историческая повесть, имеет большой уклон на военную тематику. В повести затронуты вечная тема, конфликтов, отношений между разными поколениями, соблюдение традиций старшего поколения. Размышления, поведанные в повести о событиях далёкого прошлого нужны для формирования морального обличия новых поколений.
С первых строк Василий Быков повествует об отношении того времени людей к памяти погибших фронтовиков. Повествование ведёт журналист, он искал встречи с участниками боевых действий. Но так и не удалось пообщаться с такими людьми. Журналист, стремиться восстановить справедливость и ведёт рассказ о наставнике, учителе Алесе Морозе, который до последнего оставался верным своей профессии. В военные годы он бескорыстно помогал детишкам того времени во всём: убранством, обувью, образованием, всячески оборонял ребят от пылкого нрава отцов.
Во время боевых действий вёл обзор всех событий и доносил до всех своих соотечественников. Но по стечению не благоприятных для него обстоятельств был полонён немцами. Алесь Мороз героически защищал своих учеников, но потерпел поражение и был повешен вместе с ними.
Повесть воспроизводит общеисторическую действительность. По окончанию всех боевых действий был возведён монумент в селе Сельце. И присутствует там и имя учителя, наставника и совместно героя войны Алеся Мороза.
Рассказ В. Быкова «Обелиск» переполнен раздумьями и рассуждениями. Этическая составляющая действий Алеся Мороза подверглась бурному дисконтированию. Его поступки считали геройство и единовременно, как неосмотрительными действиями.
Проносятся года, но помысел к решительности и мужественности во имя Родины живет в этой повести. Это процветает в стариках, в «детях войны», которые дали жизнь и подняли на ноги новое поколение, и проявили всю ту отвагу и преданность Родине. Описывается героизм – способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей в мирное и военное время.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по сказке Щелкунчик и мышиный король Гофмана
В сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» главными персонажами являются маленькая девочка по имени Мэри и Щелкунчик.
- Герои произведения Крыжовник Чехова
Одними из главных персонажей произведения «Крыжовник» являются два брата, которые были совсем разные по характеру. Один из них
- Сочинение Примеры лени из литературы
Человечеству с давних времен известна такая проблема, как лень, из-за наличия данного недостатка многим людям не удается в полной мере реализовать собственные способности и добиться того, о чем они мечтают
- Кого можно назвать лидером - сочинение
Многие литературные сочинения поднимают взаимоотношения лидеров и других людей. Гоголем была поднята данная проблема на примере отца - Тараса Бульбы
- Сочинение Кого я считаю выдающейся личностью? рассуждение
Для меня выдающейся личностью является Александр Сергеевич Пушкин, без преувеличения один из самых выдающихся русских поэтов. Он известен во всем мире наравне с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, Ф.М.Достоевским.