Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс

По жанру произведение представляет собой рассказ в стиле реализма, который характеризуется малой эпической формой, имеющей одну сюжетную линию и минимальное количество персонажей, что обуславливает возможность создания автором лаконичного, злободневного и правдивого литературного сочинения.

Основная тема произведения заключается в изображении посредством скрытой иронии глупости и ограниченности человеческого сознания, последствием которого является пустая и бессмысленная жизнь людей. Тем самым автор раскрывает проблемы человеческого одиночества, отсутствия душевного взаимопонимания среди людей и эгоизма, стремления человека к счастливой жизни, равнодушия, а также излюбленную автором проблематику маленького человека.

Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, представленного в образе главного героя Иван Ивановича.

Рассказ отличается своеобразием композиционного построения, заключающегося в применении писателем  формы рассказа в рассказе.

Сюжетное повествование отличается включением в него авторских мыслей и философских отступлений. В условной форме композиция включает в себя несколько частей, при этом первая часть представляется экспозицией и завязкой, во второй части раскрываются нравы, привычки и характеры героев рассказа, в третьей части представляется лирическое отступление в виде рассказа главного героя о своем брате, а финальная часть является  размышлениями рассказчика и реакцией персонажей на услышанную историю.

Экспозиция рассказа представляется в виде описание окружающей природы во время начала дождя и радушного приема хлебосольным хозяином уставших промокших гостей.

Центральным ядром рассказа является история главного героя о своем брате, мечтающим о собственном уютном имении. Ради этой мечты мужчина много работает, а затем вступает в фиктивный брак с пожилой помещицей в надежде на ее скорую смерть и получения хорошего наследства. Кроме того, брат главного героя даже помогает супруге быстрее умереть. В итоге, достигнув своей мечты и обретя небольшое поместье, мужчина полностью деградирует, так и не найдя рецепт счастья.

Своеобразием произведения является включение в повествовательный сюжет пейзажных зарисовок, отражающих эмоциональное состояние и настроение персонажей.

Смысловое значение рассказа заключается в невозможности принятия автором личного счастья вдали от общественных проблем.

Вариант 2

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехов опубликовал в 1898 г. Данный рассказ составляет трилогию с двуми другими произведениями писателя «О любви» и «Человек футляре».  В этих рассказах автор поднимает темы узости мещанского существования и мышления.

Главный герой Н. И. Чимша-Гималайский рассказа «Крыжовник» - мелкий чиновник, выросший в деревне, но переехавший в город. О детстве у него сохранились самые светлые воспоминания, поэтому покупка собсвенного поместья становится для него целью в жизни. Особенно важным для него кажется наличие кустов крыжовника рядом с будущим домом. Он идет на множество жертв, ущемляет себя в мелочах, женится без любви на обеспеченной вдове. В итоге он приобретает поместье в обветшалом состоянии. Он сажает крыжовник, чтобы на следующий год с удовольствием есть кислые ягоды, не замечая, что они совсем не вкусные.

В рассказе показана деградация одного человека, забывшего обо всем на своем пути к цели. В начале сама мечта выглядит романтично и трогательно: мужчина желает обрести счастье в собственном доме, наслаждаться крыжовником на террасе. Однако, методы и способы, которые герой использует для достижения своей цели, заставляют его забыть об элементарной человечности, совести, сочувствии к ближнему. Ради неказистого поместья он фактически убивает свою жену.

Стоит ли какая-либо цель таких жертв? За то время, что Николай Иванович провел в погоне за своей мечтой, он постарел, обрюзг, стал бесчувственным, бессовестным человеком, не замечавшим общее запустение поместья, забывшим о смерти жены. Брат, увидев его в таком состоянии, расстраивается, что тот превратился в такого жалкого человека. Для главного героя его мечта становится «коконом», «футляром», в котором он отгораживается от всего мира. В его маленьком мире самым главным становится удовлетворение личных, эгоистических потребностей.

Рассказ учит, в первую очередь, не забывать о человечности, оценивать свои поступки не только со стороны собственной выгоды. Также не стоит забывать, что цель жизни не в материальных благах. Николай Иванович, пробуя кислые и жесткие ягоды, не замечает их вкуса. Для него важно внешнее проявление его достижений, а не внутреннее, духовное наполнение от проделанного пути.

Анализ 2

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение "Крыжовник", где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.

Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.

В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович - обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.

Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой. Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему.

Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично... Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!

Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!

10 класс

Анализ рассказа Чехова Крыжовник

Анализ рассказа Чехова Крыжовник

Несколько интересных сочинений

  • Уроки французского - Смысл рассказа

    Каждый человек способен понять суть рассказа В. Распутина «Уроки французского» после его прочтения. Писатель очень подробно раскрывает образ Лидии Михайловны – учительницы, которая преподаёт главному герою урок доброты

  • Мы в ответе за тех, кого приручили сочинение

    «Мы в ответе за тех, кого приручили» - эту фразу часто приходится слышать в жизни, но далеко не все люди знают, что это цитата из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

  • Чему учат сказки Пушкина? - сочинение

    Произведения Александра Сергеевича первым делом учат доброте и пониманию, что за каждый плохой поступок будет следовать наказание. Зачастую, Пушкин в своих сказках нам преподает уроки того, как легко потерять все, поддавшись жадности и глупости

  • Сочинение Человек и природа в лирике Тютчева

    Лирика великого русского поэта, чье имя стало всемирно известным, наполнена мотивами, образами, выразительными средствами и эмоциями, связанными с природой во всех ее проявлениях. Однако, несмотря на любовь к природе

  • Анализ произведения Гаршина То, чего не было

    Замечательное и поучительно произведение, которое называется «То, чего не было», написано русским писателем 19 века Всеволодом Михайловичем Гаршином. Анализ данного литературного творения представлен в данной статье.