Анализ рассказа Чехова Студент 10 класс

История создания

Год написания рассказа «Студент» А.П.Чеховым точно неизвестен. Предположительно произведение было написано в 1894 году (год первой публикации рассказа).   

Жанр произведения – рассказ, в котором присутствуют элементы проповеди и притчи. Произведение небольшого объема, в центре повествования одна сюжетная линия. Также рассказ включает достаточно небольшой круг действующих лиц:  студент Иван Великопольский, Василиса и ее дочь Лукерья. 

Направление – реализм.

Композиция рассказа «Студент» линейная, события движутся плавно от экспозиции к развязке. Путь Ивана Великопольского очень символичен. Это не только движение домой, но и духовное развитие героя.

Кульминацией произведение становится реакция Василисы и ее дочери на притчу, рассказанную студентом. Это момент наибольшего напряжения, оказавший значительное влияние на душевное состояние главного героя.

Суть

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой. Уже темнеет, становится прохладно. Хмурая погода не радует героя, а чувство безысходности усиливается от воспоминаний о бедности семьи. Студент подходит к вдовьим огородам, которые принадлежат двум женщинам -  Василисе и ее дочери Лукерье. Женщины развели костер, и студент подходит к нему, чтобы немного согреться. Великопольский рассказывает библейскую историю о Петре. Повествование студента производит впечатление на женщин, находит отклик в их сердцах. Размышляя над реакцией Василисы и ее дочери, Великопольский понимает, что все события прошлого и настоящего связаны между собой непрерывной цепью событий. Библейская история имеет какое-то отношение и к двум женщинам, от этого события прошлого становятся реалистичным, открывая для студента духовной академии прикоснуться к давно минувшим векам. Это открытие воодушевляет главного героя, который продолжает свой путь домой.

Главные герои и их характеристика

Иван Великопольский – студент духовной академии. Отец героя дьячок. Великопольского тяготит ощущение безысходности, которое усиливается прохладным хмурым вечером. До беседы Ивана с двумя женщинами трудно сказать, рад ли герой посвятить свою жизнь духовному призванию. Реакция Василисы и ее дочери на библейскую историю помогаю Великопольскому по-новому взглянуть на этот мир. 

Темы

Две основные темы произведения тесно связаны между собой – религия и историческая память. Ощущение связи времен позволяют главному герою почувствовать единение с прошлым, стать сопричастником давно произошедших событий. Слезы Василисы делают повествование о Петре чем-то большим, чем красивая история. Произошедшие давно события становятся реалистичными, герой обретает веру, которая наполняет его душу «сладким ожиданием счастья».

Проблемы

Проблема бедности представлена в произведении в двух ипостасях. Материальная бедность: семья студента не богата, отец болен, и матери приходится вести хозяйство одной. Духовная бедность, ведущая к отчаянью, и даже малодушию. Иван теряет надежду на лучшее, его тяготит чувство безысходности, герой не хочет возвращаться домой. Однако реакция двух женщин на притчу, рассказанную студентом, заставляет Великопольского по-новому взглянуть на жизнь. Наваждение, которое сопровождали тягостные мысли, проходит, жизнь кажется герою чудесной, наполненной смыслом.

Главная мысль

Рассказ Чехова учит вере в лучшее. Чувство безысходности, которое в самом начале повествования тяготило героя, вытесняет воодушевление, испытываемое студентом от понимания взаимосвязи прошлого и настоящего. Герой обретает веру, которая наполняет его жизнь смыслом, надеждой на счастье.

Вариант 2

В произведении А. П. Чехова говорится об Иване Великопольском, студенте духовной семинарии. Он шел домой. Студенту казалось, что вокруг мрак и голод, так было холодно и жутко на улице. Но вот он увидел костер и подошел к нему погреться.

Возле костра сидели две женщины: мать и дочь. Они были вдовами. И тогда Иван рассказал им историю из Библии. Рассказ очень тронул Василису, мать молоденькой вдовы. Она заплакала, испытав чувство жалости к Иисусу. А ее дочь, Лукерья, не проронила ни слезы, но, когда она подняла голову и посмотрела на студента, выражение ее лица изображало сильную боль. Оно было очень тяжелым, напряженным и скорбным.

Погружаясь в атмосферу рассказа, у читателя возникают двоякие чувства. Во-первых, чувство простого человеческого страха. Он пронизывает главного героя до костей. Из-за страха Ивану кажется все вокруг мрачным и холодным. А с другой стороны рассказчик показывает студента, одухотворенного верой. Студент так радостно и поучительно рассказывает отрывок из священного писания, что читатель попадает в атмосферу человека, который действительно верит в Бога и любит свое дело.

Читая рассказ, видно два способа борьбы человека со страхом: практический и духовный. Первый способ – это костер. Когда студент подошел к костру, то ему уже стало легче и проще. Он успокоился и стал греться. Здесь виден практический способ борьбы со страхом. Студент, как и любой человек, получивший комфортные условия, сразу расслабляется и все плохие мысли, которые были в его голове на тот момент, улетучиваются сами собой.

Другая сторона борьбы человека со страхом – это духовная. Почти во все времена в трудной ситуации человек обращается к Богу. Это признанный факт, что есть такие ситуации и обстоятельства, с которыми человек не может бороться только физическими силами. Тогда он обращается к вере.

Согревшись у костра, студент заводит разговор о «тайной вечери». Приводя этот пример, он говорит о предательстве. Для чего Иван Великопольский рассказал эту историю двум вдовам, до конца остается непонятно. Но ясно только одно, что никого: ни рассказчика, ни слушателей, данная история не оставила равнодушным. Каждый вынес свой урок и раскрыл далеко прятавшиеся мысли. А студента, переправлявшегося на пароме домой, охватило чувство счастья. Всеобъемлющего, совершенного и в то же время неожиданного. Он был рад силе своего учения, в котором видел высокий смысл.

Анализ 2

Благодаря своей краткости, что сродни таланту, Антон Павлович Чехов создает великолепные произведения, волнующие душу и умы читающих людей. Во многих рассказах писателя поднимается проблема смысла жизни, эта загадка всегда тревожила молодого врача, ибо каждый живущий сталкивается с подобной задачей. «Студент» ярко выявляет вечные вопросы, ответы на которые можно найти самому, стоит лишь разобраться в сути дела. Для Антона Павловича сие произведение являлось любимым, ибо в нем отражено все самое сокровенное, личное, волнующее.

Главным героем рассказа представляется студент Иван Великопольский, которому двадцать два года, он возвращается домой в темный вечер, его тревожат мысли о самой жизни, ее порядках, укладе. Окружающий мир кажется персонажу слишком мрачным, суровым и негативным. Иван Великопольский предполагал, что от Петра, от Рюрика веет только безысходность да бедность. Окутывают голову героя темные мысли, мешающие здраво смотреть на прекрасный и удивительный мир. Как считал Иван: «пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Однако центральным эпизодом произведения является встреча главного героя с вдовами по имени Василиса и Лукерья (ее дочь), к которым он заходит с целью: погреться у костра, где вспоминается Ивану Великопольскому момент из Евангелия. Представляется персонажу эпизод, когда апостол Петр трижды отрекается от Иисуса. Толкуя эту историю героиням, у тех накатываются слезы на глаза, ибо слишком плачевно и трагично событие, о котором повествовал Иван Великопольский. 

После того, как герой видит душевную боль вдов, сознание его совершенно меняется, душа просто-напросто переворачивается, иные мысли начинают заполнять голову персонажа. Он теперь понимает, что история, что была донесена до героинь, прониклась в глубины разума и сердца девушек, они прочувствовали каждую деталь, любое мгновение, которое было передано с помощью слов о прошлом. Так или иначе, Иван осознает, что прошлое неразрывно связано с настоящим, ибо воспоминания сохраняются, они как-никак всплывают. И лучше этого быть не может. Если люди помнят все негативное и положительное из тех давнишних лет, анализируют те или иные поступки личностей, то им не страшно будущее.

Чехов наталкивает на то, что миром управляют знания, от которых читатели не вправе отказаться, ибо события, произошедшие когда-то, не забываются, а значит, оно связано с настоящим, причем неразрывно. А это главное!

Так, Иван Великопольский начинают принимать тот факт, что он не одинок, он не просто пылинка в суровом мире. Нет, он личность, которая способна на понимание великого смысла бытия, на поиск смысла жизни.

Таким образом, рассказ Чехова неимоверно чудесен, он наполнен важными знаниями, относится по направлению, несомненно, к реализму. Антон Павлович пытается донести до читателей то, что в жизни главное совершенствоваться, осознавать, как чудесен мир, учить историю своей страны, быть образованным. Тогда и только тогда возможно духовное обогащение человека!

10 класс

Анализ рассказа Чехова Студент 10 класс

Анализ рассказа Чехова Студент 10 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тайны жителей леса 4 класс

    Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года , но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.

  • Сочинения о дружбе

    В разделе собраны сочинения на тему Дружба

  • В чём сила и слабость Базарова? Сочинение про нигилизм Базарова 10 класс

    Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни

  • Анализ произведения Распутина Уроки французского

    В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор переносит нас в годы своего отрочества. Шел 1948 год. В послевоенное время, мать оставшись одна с детьми, еле сводит концы с концами

  • Какова роль Хлестакова в конфликте

    Написав произведение «Ревизор», Н. В. Гоголь получил неоднозначный ответ аудитории – кто-то смеялся до слез и хвалил писателя, а кто-то неодобрительно отзывался и даже делал все, чтоб мир не увидел эту пьесу