Анализ поести Бальзака Гобсек

Произведение является составной частью прозаического сборника «Человеческая комедия», названной сценами из частной жизни.

Основные персонажи романа представляются в лице старого ростовщика Гобсека, стряпчего Дервиля и представителей графского семейства де Ресто.

Главная тема произведения декларируется как страсть, изображаемая в повести в виде двухуровневой системы, заключающейся в рассуждениях автора о человеческих страстях в форме любви к богатству, власти, женскому полу, эгоизма, а также в исследованиях характера старого ростовщика, отличающегося страстью к золоту, накоплению и обогащению.

Повествование в романе, композиционно выстроенное в виде рассказа в рассказе, ведется от лица юриста Дервиля, рассказывающего об истории жизни Жана Эстера ван Гобсека, являющегося сыном еврейки и голландского гражданина, с целью поддержки молодой девушки Камиллы де Гранлье по поводу значительного веса ее возлюбленного Эрнеста де Ресто, представленного в образе графа.

Отличительной особенностью романа является создание автором красочного описания внешности Гобсека, отличающейся желтоватой бледностью, острым длинным носом, тонким изгибом губ, неподвижными, бесстрастными чертами лица, демонстрирующей соотношение внешнего вида героя и богатства, старости и хитрости.

Описание художественного пространства, в котором живет старый ростовщик, своей непреклонностью внушающий ужас всей французской столице, представляется символом его расчетливой и холодной натуры в виде потертых, но опрятных вещей в комнате, экономии даже зимой огня в камине, напоминающих монашеские кельи, мрачной и сырой.

Акцент на портрете главного героя, а также его окружающим мире, позволяет писателю создание более рельефного, интересного образа, открывая в нем стороны, закрытые в обычном бытовом описании, поскольку через призму простой констатацией фактов реальной действительности возможно изобразить лишь образ грязного старикашки отталкивающей внешности, занятого скучными финансовыми делами, не имеющего личной жизни.

Образ Гобсека, мастерски изображенный в романе, является одним из шедевров мировой классической литературы.

История создания

Оноре де Бальзак работал над повестью «Гобсек» достаточно долго и очень внимательно. Писатель постоянно старался достичь в ней художественного совершенства, убедительно и точно передать в образе ростовщика самое главное в современной ему эпохи.

Это подтверждают три редакции произведения, реализующиеся писателем в течение 18 лет, и все корректировки, которые автор постоянно вносил в каждую ее новую правку.

Очерк «Ростовщик», который был написан Бальзаком для столичного журнала «Мода», предшествовал первому варианту повести. В будущем данный очерк стал первой главой произведения «Гобсек», которая вышла в 1830 г. под названием «Опасности беспутства».

С этим наименованием произведение было включено Бальзаком в цикл «Этюды нравов» – первую часть «Человеческой комедии».

В 1835 г. выходит свежая версия повести под названием «Папаша Гобсек». В новых исторических требованиях, спустя пять лет после революции в июле, в положении напряженной борьбы за богатство, писатель представляет в новый свет интерес читателей. Во главе произведения становится ростовщик Гобсек.

Вторая редакция заключалась в описании устрашающей кладовой умирающего ростовщика, а графиня де Ресто выступает в роли дочери отца Горио.

В 1848 г. Бальзак решает вернуться к повести и изменить её название, отметая слово «папаша». Сейчас же это произведение называется «Гобсек».

В повести «Гобсек» присутствуют наблюдения из жизни писателя. Поэтому исследователи считают, что творчество Бальзака и его каждая часть несут характер автобиографии.

Жанр

Повесть

Сюжет и тема

Оноре де Бальзак одним из первых писателей начал изучать тему денежной власти над будущим людей.

В повесть «Гобсек» насчитывается три истории:

Первая история – это история повествователя – Дервиля – адвоката, который смог вернуть всё состояние виконтессе де Гранлье, которое лишили во времена революции.

Вторая история – это центральная история, связанная с знакомством ростовщика Гобсека и адвоката Дервиля.

Третья история – это драматичная история о семье де Ресто. Графиня отдаёт все деньги совершает преступление, отдав все деньги своему ухажеру Максиму де Траю, тем самым совершая преступление, ради обеспечения своих же детей.

Главные герои

Одним из главных героев является Гобсек – ростовщик. Это человек очень противоречивый и необычный: он очень скупой, хоть и богат; он достаточно умный и сильный, но не всегда. Гобсек находится в постоянной борьбе со своими чувствами.

Ещё один главный герой повести – это Дервиль. Это человек, от чьего лица идёт повествование. Он представляется другом Гобсека. Он очень честный, трудолюбивый и порядочный человек.

В повести также присутствует и отрицательный персонаж– Максим де Трай. Это человек-манипулятор, которого совершенно не беспокоят чувства людей.

Композиция

Повесть имеет необычную композицию «история в истории». Рассказ ведется от лица Дервиля. Данный характер повествования предоставляет автору построить определенный ракурс видения на ситуации. Дервиль повествует о разных эпизодах жизни семьи де Ресто и Гобсека, а также оценивает всё происходящее.

Автор указывает на разрушение и кризис старой французской аристократии.

Анализ произведения Бальзака Гобсек

Анализ произведения Бальзака Гобсек

Несколько интересных сочинений