Анализ произведения Последний срок Распутина
Произведение относится к философскому творчеству писателя и является одним из главным его творческих созданий.
Композиционная структура повести заключается в действии, представленном в виде трех дней, времени, дарованном небесами главной героине произведения для последней перед смертью встречи с детьми.
Основным персонажем повести является образ восьмидесятилетней старухи по имени Анна, живущей в заброшенной российской деревеньке с семьей младшего сына Михаила. В качестве прототипа главной героини писатель использует свою родную бабашку, олицетворяющую народную мудрость, духовность, щедрую материнскую любовь.
Сюжетная линия повести выстраивается вокруг приезда детей Анны, вызванных телеграммой Михаила, о приближающейся смерти матери, которую женщина оттягивает для прощания с родными. К смерти Анна испытывает спокойное отношение, понимая естество природного человеческого увядания, однако предчувствие смертного часа заставляет женщину желать лишь минутной встречи с дочерями и сыновьями, которые волею судьбы разбросаны по всей стране.
Большую часть повествования писатель описывается поведение детей Анны, раскрывая их характеры посредством поступков, слов и давая им собственную авторскую оценку.
Одна из дочерей, Люся, представляется в повести в качестве твердого, последовательного человека, живущего не в соответствии с чувствами, а по закону жесткого разума. В отличие от нее Варвара является доброй женщиной, но глупой, в которой отсутствует душевный такт. Старший сын Илья всю жизнь ищет свой жизненный путь, много передвигаясь по России, но, отличаясь бесхарактерностью, не приобретает практического опыта и житейской мудрости. Младший ребенок, Михаил, проживающий совместно с умирающей матерью, изображается грубияном и алкоголиком. Писатель упоминает еще об одной дочери Анны, Таньчоре, живущей в далеком Киеве и не приехавшей проститься с матерью по неизвестным причинам.
Образы детей используются писателем для раскрытия типичных представителей современного общества, демонстрирующих собственную занятость, огромное количество бытовых и рабочих проблем, требующих много времени и сил, вспоминающих лишь изредка своих престарелых родителей, которые живут на этом свете исключительно мыслями о детях. Автор акцентирует читательское внимание на нелепости и неискренности поступков семьи Анны, отличающихся бездуховной черствостью, бессердечием и мрачным эгоизмом.
Смысловая нагрузка повести передает авторский замысел, заключающийся в названии произведения, дословно подчеркивающего не только последние дни жизни старой деревенской женщины, но и дающего последний шанс для ее детей на исправление совершенных ими жизненных ошибок, в том числе и по отношению к матери.
Повесть является глубоко нравственным произведением, изображающим реалии современной действительности, затрагивающим насущные психологические проблемы человеческих взаимоотношений.
Вариант 2
Проблема поколений всегда волновало писателей. И многие писатели об этом говорят. Но что же не так с этим? На этот вопрос пытается ответить В.Г Распутин.
В повести нам рассказывается, о старухе Анне и её семье. Старуха уже видит смерть, даже считает её своей подругой. И когда она почувствовала, что смерть вот-вот, её заберёт, она решает позвать своих детей, которых было пятеро. Варвара уже хочет оплакать мать, она это делает, сначала на кровати, а потом переходит на стол, ведь там удобнее.
Дочка Люся уже строчит себе траурное платье, и ритм машинки попадает в такт Вариных слёз. Варвара приехала к матери из роённого центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков. Таня живёт в Киеве, и Анна ждёт не дождётся её приезда. А в родной деревне Анны жил сын Михаил со своей семьей. На следующий день после приезда, старуха почувствовала жизнь, и дети не верили в это.
В этот же день Михаил и Илья начали пить, они пили так много, что у них закончились идее, за что пить, и они просто синичий. Благодаря алкоголю они бежали от осознания, что мать, может умерит в любой момент. Так же Михаил и Илья никогда не работали, и не знают счастья от этого, единственное в чем они видели счастье, это выпивка. Люся вспоминала, как в детстве у нее был конь, но которого слишком сильно запрягали, и он не смог с этим справится, и умер. Пока дети пили и вспоминали свою молодость, Анна вспоминает Татьяну, которая не была похоже на всех, которая была мягкая, нежная, человечная. Но она не пришла, и старуха решилась умереть, пока дети здесь, и чтоб сразу все похоронили. Анна ложится спать, но уже в последний раз.
Этой повестью В.Г Распутин, показал нам, что нынешнее дети, какими бы они небыли, они всегда заняты чем-то своим, а не своими родителями. На примере Анны мы видим, что всем все ровно, что с матерью, их больше волнуют свои проблемы, а некоторые так вообще не приезжают, как сделала Татьяна. Михаил и Илья боятся смерти матери, но вместо того чтобы, провести с ней время, они пьют пытаются в алкоголе затопить свою боль. Детей по сути ничего не связывает сейчас, как смерть матери, что огорчает, ведь раньше, дети поддерживали общение друг с другом. Из этого произведения мы можем вынести мораль, что нужно проводить время с близкими, а то рано или поздно, будет поздно, и никогда не стоит ставить работу выше семейных проблем.
Несколько интересных сочинений
- Женские образы в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение
Раскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.
- Образ и характеристика Фердыщенко в романе Идиот Достоевского сочинение
В данном произведении автор говорит о множестве вещей, которые имеют место быть в нашей жизни. В нём он размышляет над такими вещами как лицемерие, лживость, продажность, неоправданное невежество.
- Образ и характеристика Ипполита в романе Идиот Достоевского
Ипполит – молодой юноша, которому скоро предстоит оставить этот свет, он страдает от чахотки и полностью отгородился от мира. Молодой человек всего 17 лет размышляет как умудренный философ.
- Сочинение Стражи и форпосты России
Слава о русских воинах издавна шла по миру. Неудивительно, ведь такой отваги не было и нет ни у французов, ни у немцев, ни у иных народов. Естественно, военачальники государства уделяли достаточное внимание и оборонным сооружениям
- Анализ романа Астафьева Печальный детектив
Произведение по жанровой направленности относится к стилю жесткого реализма, включающего в себя элементы философского и социально-психологического содержания, раскрывающего насущную проблематику существования преступлений