Анализ произведения Стивенсона Вересковый мед

Произведение, написанное британским автором 19 века в фольклорном ключе, призвано восславить лучшие человеческие качества.

Основой для баллады послужило предание о пиктах, сохранившееся в Шотландии с девятого века. Желая показать бесстрашие и силу духа, Стивенсон обратился к истории поражения и гибели реального древнего народа, жившего на севере Британии.

Произведение проникнуто сочувствием к побежденным, сохранившим честь и достоинство. Вероятно, шотландцы, фигурирующие в балладе, как завоеватели и показанные в черных красках, пересказывали друг другу этот сюжет, потому что впоследствии сами были подчинены англичанами, а в девятнадцатом веке шел процесс становления и подъема из национального самосознания. В период максимального могущества Британской империи, они, как и древние герои легенд о пиктах, могли противопоставить своим победителям только достоинство.

Баллада повествует о двух последних пиктах – старике и его сыне, от которых король шотландцев требует открыть ему рецепт верескового меда, известных только их племени. Вереск – растение, широко распространенное в Шотландии, поэтому оно может служить олицетворением природы, богатств этого неплодородного и бедного края. Мед, изготовленный из вереска, может символизировать умение извлекать пользу из этой северной земли. Нежелание раскрыть рецепт олицетворяет отказ работать на поработителей, возделывать свою землю в их пользу.

Стивенсон говорит о суровых нравах древности, показывая, как старик обманывает шотландского короля, говоря, что откроет рецепт только после того, как убьют его сына. После этого, он спокойно соглашается на любые муки, будучи уверенным, что в отличие от сына, он точно выдержит все. Выбрав именно этот сюжет, автор показывает, что патриотизм стоит выше даже родственных чувств. Отказ от принципов он воспринимает как слабость характера, готовность к предательству, обратившись к которому один раз остановиться уже невозможно.

Главный положительный персонаж произведения – старик. Этим подчеркивается необходимость придерживаться мудрости, накопленной веками. Человек, отказавшийся от своих корней, влачит жалкое существование. Смерть гораздо лучше предательства, что должна символизировать судьба молодого пикта.

Главная мысль, заложенная в произведении, состоит в том, что даже в самых тяжелых ситуациях нельзя терять достоинство, оно ценнее всего остального.

Вариант 2

Эта героическая и торжественная баллада написана «ровно». Это касается и лексики, и интонации. (Кстати, балладу можно и петь!) Произведение, действительно, повествует, рассказывает историю без выводов, морали. Но, конечно, основная мысль автора – о героизме простых людей (в данной ситуации последних представителей древнего кельтского народа – пиктов перед лицом короля, захватившего их земли). И речь здесь идёт о прекрасном напитке, который стал поводом для допроса.

Начинается баллада с объяснения, что вересковый этот мёд значил для целого народа. Ясно, что в этом краю много вереска, он покрывает поля золотом, а от ветра колышется – двигается, будто океан. Автор рисует очень красивую картину природы, мирной жизни местных. Из этого растения и варили мёд – традиционный напиток. Он был для всех очень полезен, лучше любого вина. Вот почему пили его и дети, и старики. Стивенсон с нежностью называет медоваров – малютками, а ещё этим подчеркивает, что они не воинственный народ. Они просто наслаждались жизнью, строили землянки, поэтому мёд варили под землёй.

Вот без разделения баллады на части мирная жизнь прекращается – приходит безжалостный король Шотландии. И прогоняет тех самых малюток с их земли, то есть они не готовы оставить Родину, пытаются сражаться… Вот теперь на тех самых вересковых полях только трупы…

Снова проходит время – весна пришла. Захватчик угрюм, он видит цветущий вереск, вспоминает, что из него раньше напиток варили. Вот только не знают захватчики рецепта.

Привели к королю двух последних медоваров. Они щурятся на солнце, еле на ногах стоят – тяжело им было выжить после войны. Это старик-карлик и его пятнадцатилетний сын. На допросе они не проронили ни слова, хотя над ними в седле возвышался жестокий король. В гневе тот стал им грозить пытками.

Пауза – размышление героев, которое «заполняет» шелест вереска, шум волн. И тут говорит карлик, что слишком «привык» жить, с радостью купит за рецепт еще годов, вот только его юный сын жизнь не ценит, а перед ним старику стыдно предавать Родину. Голос героя звучит звонко и чётко, уверенно. Он попросил связать сына и бросить в море.

Его волю исполнили. Но карлик этот вдруг оказывается не трусливым злодеем, а героем. Он объясняет, что хотел спасти сына от пыток, а теперь сам готов их принять, но не выдать тайну напитка! Герой не боится даже костра, с собой он унесёт чудесный рецепт.

Повествование, в котором очень меняются ситуации, сами герои, завораживает. Лексика тут, понятно, соответствует ситуации – присутствуют историзмы, например, «вассалы». Но это не утяжеляет текст, а создаёт стиль и настроение.

Анализ 3

Стремление к завоеванию, к власти над кем-то было всегда в истории становления общества. Проанализировав тот или иной факт, становится ясно, что человек всегда хотел быть сильнее, умнее, богаче и подчинять себе других людей. Такими поступками завоеватель хотел показать свою силу, власть и совершенство над другими.

Пример такого события Роберт Льюис Стивенсон описал в своем произведении «Вересковый мёд». Автор поведал нам историю маленьких людей пиктов, которые жили когда-то в окрестностях Шотландии. Они жили в пещерах под землёй, были дружны и защищали свой народ от врагов. Но самое главное, эти маленькие люди знали очень древний рецепт напитка, который они варили из вереска. Это был вкусный, ароматный и целебный вересковый мёд, как его называли сами пикты. Но вся эта история очень не нравилось шотландскому королю, он хотел сам владеть вересковыми полями и изготавливать сладкий напиток. Король поставил себе цель завоевать вересковые поля и узнать волшебный рецепт, уничтожив при этом весь народ пиктов.

Свою цель он достиг, но только на половину. Малюток-медоваров король и его войска уничтожил, но старинный рецепт так и не узнал. Двое медоваров, которые каким-то чудом выжили – старый карлик и мальчик лет пятнадцати, обманным путём тайну рецепта не открыли. Старик, имея богатый жизненный опыт, знал, что им всё равно грозит смерть. Но он сомневался в парнишке, в его молодости, что он не выдержит пыток и расскажет рецепт. Поэтому он сказал королю, чтобы его люди связали и бросили парнишку в воду, а он затем научит шотландцев готовить старинный мёд. Старик-карлик никому ничего не сказал. В конечном результате они погибли сами, но остались до конца верны сами себе и своему народу. А тайну древнего напитка унесли с собой в мир иной, так никому и, не передав его. Вместе с ними умерла святая тайна, и умер вересковый мёд.

На примере этих людей показаны такие черты характера, как преданность, уверенность, бесстрашие, сплочённость. Маленькие пикты не побоялись смерти, они мужественно держались до последнего момента. Ни у кого из них даже не возникло мысли, ради своего спасения покориться перед врагами и выдать рецепт этого чудесного напитка. Да, они погибли, но их совесть, их имя остались чистыми, не запачканные предательством.

Автор показал нам людей, действительно настоящих патриотов своей земли, которые никогда не предадут и не сломаются духом. Люди с такими чертами всегда будут преданными товарищами и настоящими гражданами своей страны.

5, 6 класс

Анализ баллады Стивенсона Вересковый мед

Анализ баллады Стивенсона Вересковый мед

Несколько интересных сочинений