Анализ произведения В дурном обществе Короленко

Жанровая направленность произведения представляет собой реалистический рассказ, в котором поднимаются вопросы социального неравенства в обществе посредством детского восприятия.

Главным героем повести является Вася, представленный в образе девятилетнего мальчика, являющегося сыном уважаемого в городе судьи, считающегося справедливым и неподкупным чиновником. Мальчик рано лишается материнской любви, а также отеческой заботы, поскольку после смерти жены отец замыкается в себе и не обращает внимание на воспитание детей, включая младшую дочь, сестру Васи, Соню.

Сюжет произведения разворачивается в момент знакомства Васи с детьми, живущими противоположной мальчику жизнью, в лице Валека, являющегося ровесником Васи, и четырехлетней Маруси. Дети вынуждены существовать в полуподвальном помещении, страдая от постоянного голода и холода в отсутствии продуктов питания и необходимой одежды под присмотром приемного родителя.

Валек представляется в повести в качестве худого и тонкого, как тростинка, подростка, отличающегося взрослым взглядом на жизнь и безмерной заботой о младшей сестренке. Маруся изображается в виде болезненной девочки с бледным, крошечным лицом, с трудностями при ходьбе по причине кривых ножек, тонкими и прозрачными руками.

С точки зрения общественного мнения, дружба с детьми, проживающими в подземелье, является дурным тоном, однако, поближе познакомившись с ребятами, Вася осознает возникновение у него симпатии к новым приятелям, поскольку сочувствует тяжелой жизни Валека и Маруси, пытаясь хотя бы минимально помочь им. К примеру, мальчик приносит Маруси куклу своей сестры, которая становится для девочки настоящим чудом, а для Соня является лишь одной из многочисленных игрушек.  Также Вася не осуждает поступок Валека, когда узнает о краже подростком булочки, поскольку понимает, что совершение правонарушения обуславливается жизненными обстоятельствами.

Встреча с людьми из другого социального класса становится для мальчика судьбоносной, поскольку способствует его пониманию чувства дружбы, сострадания, готовности оказать помощь и поддержку нуждающимся людям.

Смысловая нагрузка повести заключается в авторском осуждении социального неравенства в обществе, а также размышлениях о степени его воздействия на человеческую личность. При этом повесть отличается утопическим содержанием.

2 вариант

Владимир Галактионович Короленко имел собственную точку зрения на современное общество и не боялся ее высказывать, за что неоднократно находился в ссылке.

Но смелость суждений, критика общественного строя и мнения, социального неравенства, оставались в характере писателя, не смотря ни на что. Скорее, все перенесенные Короленко невзгоды еще больше закалили в нем уверенность в борьбе с болезнями общества.

«В дурном обществе» Владимир Галактионович написал как раз, пребывая в ссылке. В этом произведении голос писателя звучит решительнее и еще убедительнее, нежели раньше.

Короленко писал свое произведение, стараясь как можно больше приблизить его к натуральности. Поэтому, даже замок писался с натуры, если будет позволено так говорить. Описываемый в произведении замок являлся намеком, аллюзией на замок Любомировых.

В этом рассказе Короленко в очередной раз поднимает тему социального неравенства в обществе. Главный герой-маленький мальчик из богатой семьи, искренне не понимает, почему его новые друзья– дети из трущоб, называются дурным обществом.

Ребенок, еще не испорченный болезнями социума, моральной нравственности, еще чист перед миром и позволяет себе вольность – дружить с кем хочет, а не с кем диктует ему социальный статус.

Главная идея произведения заключается в том, чтобы достучаться до людей с помощью детских слез мальчика Васи. Показать всю трагичность жизни в социальном неравенстве, когда маленький ребенок, искренне пытающийся помочь своим друзьям, часто плачет от бессилия, не в силах справиться с системой.

Показанная через детское восприятие тема социального неравенства Короленко, трагична и актуальна во все времена. Нет эпохи, когда бы социологов ни затронула эта проблема.

Представленная детскими глазами картина черствого, бездушного мира взрослых, которые уже перестали замечать всю гнилостность своего отношения к «низшему сорту» людей. Отношения человека и грязи, дворового шелудивого пса, смотреть на которого не достойно приличного человека, не говоря уже о том, чтобы удостоить псину добрым словом.

Мальчик Вася впервые узнает о неравенстве, о сортах людей, о том, кто достоин, а кто нет, по мнению сильных мира, за которых решает все количество денег, а не величина сердец.

Вася искренне не принимает сложившуюся модель жизни и пытается чем может помочь своим друзьям.

Будучи еще маленьким ребенком, он уже осознает ценность имеющегося и данного жизнью. Для его сестры очередная кукла значила совершенно не много, а вот для больной Маруси являлась абсолютным сокровищем, и Вася сделал свой выбор. Помочь хоть чем-то, хотя-бы ненадолго, но постараться что-то сделать, что-то изменить, хотя-бы временно.

Эта повесть Короленко рекомендована к школьному прочтению, хотя и сложна к восприятию ребенка. Она несколько утопично-мечтательна, поскольку поверить в философский анализ маленьким ребенком жизни и общества не представляется возможным.

Но, при пояснении основной проблемы и идеи произведения учителем, появляется хорошая возможность воспитания наших детей в идее равенства.

5, 6 класс

Анализ повести В дурном обществе Короленко

Анализ повести В дурном обществе Короленко

Несколько интересных сочинений