Анализ рассказа Айтматова Первый учитель
Повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель» была написана в 1962 году. В этом захватывающем произведении автор возвращает нас в далёкий 1924-й, дни становления советской власти. Время, когда ломались вековые устои, когда надежды и энтузиазм единиц часто натыкался на непроходимую тьму рабски воспитанных умов, жестокость традиций, равнодушие и нищету.
Рассказывая эту историю от лица главной героини, писатель хотел, чтобы мы услышали не только её. Он хотел донести до нас мысли и слова всех обездоленных и многих из тех, кто таки пробился из той кромешной темноты, пожертвовал многим, но сумел вырасти , радоваться жизни, и приносить радость другим. А ещё показать необходимость быть благодарными и не забывать тех, кто поднимал нас на своей спине.
Повесть необыкновенно красива по своей композиции. Хотя сам Айтматов сравнивает её с картиной, она напоминает скорее музыкальное произведение. Тихое, задумчивое вступление и вот мы уже видим ту же картину, что и автор. Маленький аил, затерянный в горах, далеко от больших городов с его тихой жизнью и повседневными делами. Ровная, спокойная мелодия - радостное событие, постройка школы, приглашение гостей, встреча героини с земляками, с родными местами.
Но в этой радости уже слышны тревожно-грустные нотки. Что-то не так, неполный этот праздник, мимолётные слова, необдуманные шутки не дают покоя, как невозвращенный долг.
В рассказе главной героини, Алтынай открывается вся суть этой повести, её кульминация. Вот как, оказывается, пробивалась учеба в те далёкие годы. Из ничего, имея только огромное желание и веря, что дело его не напрасно, главный герой, молодой Дюйшен, построил не только школу (кто бы из нас, увидев, назвал это школой?), но и перестроил, сдвинул с места огромные глыбы невежества, господствовавшие в умах людей.
Из повествования видно, как глубоко затрагивала эта тема самого Чингиза Айтматова. Он словно вместе с героями терпел обжигающе студёную воду ручья и насмешки проезжающих. Как будто вместе с Дюйшеном жалел беззащитную девочку и защищал её в неравной схватке. И хотя устои той системы больно обожгли судьбы обоих героев, они вышли победителями, их жизни не были напрасными. Как не напрасной была и «школа Дюйшена», ставшая именем нарицательным.
Повесть «Первый учитель» затронет сердце не одного читателя, она заслуживает долгой жизни, а её события - нашей памяти.
Несколько интересных сочинений
- Каким должен быть герой нашего времени? сочинение рассуждение
Михаил Юрьевич Лермонтов своими произведениями заставляет непроизвольно начинать рассуждать о разных вопросах, ситуациях. И каждый раз, прочитав произведение, читатель не может оставить все свои мысли и рассуждения без ответов
- Чичиков на балу у губернатора в поэме Мертвые души Гоголь
В городе, который просто обозначается буквой Н., жили разные люди. Одни были толстыми, а другие тонкими. Тонкие мужчины старались окружить заботой и вниманием красивых девушек
- Сочинение по пьесе Горького На дне 11 класс
Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью.
- Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы сочинение
Главным героем произведения - Родион Раскольников. Своей теорией Тварь я дрожащая или право имею он утверждает, что человечество и человек сам по себе преступен
- Сочинение на тему Как я встретил Новый год
Я проснулся было чуть светло, потом я посмотрел на часы, которые стояли на тумбочке, было 9 утра. Я встал быстро, оделся, подошел к окну и увидел, что за окном падает большими хлопьями снег