Анализ рассказа Шукшина Срезал 6, 11 класс

История создания рассказа началась с набросков в обычной рабочей тетради писателя. Возможно, написать произведение В.М.Шукшина побудило то, какой была реакция на его приезд в родное село, когда он уже стал успешным человеком. Рассказ был написан и опубликован в 1970 году в журнале "Новый мир".

Жанр произведения "Срезал" - юмористический рассказ, который высмеивает тех, кто завидует чужому успеху. Но, несмотря на это, писатель любил деревенских жителей и хотел сделать акцент на всеобщее пренебрежение к обычному трудовому народу. Название рассказа можно перевести, как поставить на место зазнавшихся людей.

Сюжет начинается с приезда в деревню городского академика. К одной жительнице в гости приезжает образованный сын Константин Журавлев. Вместе с женой они приезжают в деревню и привозят подарки. Потом на вечер приглашают в гости соседа. Мужчина приходит не один, а с деревенскими мужиками. Глеб Капустин был деревенской знаменитостью и самым умным среди всех жителей. За столом между Капустиным и Журавлевым разгораются споры. Глеб начинает нести чушь, пытаясь казаться умным, чтобы унизить приезжего.

Деревенские мужики только одобрили поведение своего кумира. Журавлев же не мог ничего ответить, поражённый сказанной глупостью. А спор, который разразился между кандидатом наук и обычным деревенским мужиком поражает своей темой. Они начали спорить о том, кто дал приказ о поджоге Москвы во время войны 1812 года. Вступив в этот спор, кандидат наук стал новой жертвой Капустина, который получал удовольствие от "срезания" городских зазнавшихся приезжих. Мужики же с нетерпением ждали очередного представления. Они за многие годы уже привыкли к поведению Капустина. При этом им тоже нравилось, как он пытается унизить гостей. Каждая мать, проживающая в деревне, хотя и с нетерпением, но и с испугом ждала приезда своего успешного ребёнка из города, заранее зная, что Капустин не оставит его в покое.

Тема, которую можно обозначить главной - это отношение между городскими и деревенскими жителями. Автор любил творить именно в этом направлении. Многие его произведения затрагивают эту тему, а все потому что он жалел, что ему пришлось покинуть деревню и переехать в Москву. Но если присмотреться ещё лучше, то можно увидеть тему недопонимания между людьми, точнее отсутствие желания услышать другого человека.

Главными героями можно выделить двух человек, совершенно противоположных личностей.

Глеб Капустин - самый известный человек в деревне. Прославился своими знаниями и способностью унизить любого приезжего, чтобы не задирался и не стоил из себя человека умнее, чем он. На самом деле просто не любил успешных и умных людей, а свои огромные знания черпал только из газет.

Константин Журавлев - кандидат наук, приехавший из города. Он не любит спорить, всегда сдержан, считает оскорбления неприемлемым. И при их описании автор немного иронизирует. Он обращает внимание на подарки, которые они привезли. Эта семья учёных жила в своём маленьком мирке и была абсолютно довольна положением дел.

Композиция рассказа, как и во многих произведениях Шукшина, остаётся незавершенной. Он никого не осуждает и не оправдывает. Писатель позволяет самому читателю сделать вывод и подвести итог представленной истории.

Вариант 2

Есть довольно известный анекдот о друзьях в аду, которым не нужны черти у котла для охраны, ведь, когда один начинает оттуда выбираться, кто-то снизу непременно одергивает его, возвращая в общее положение. Таким образом, никому не удается выбраться, ну и, понятное дело, поразмыслить о том чтобы например вылезти, как-то помогая друг другу.

Конечно, этот анекдот может быть и не в полной мере является аналогией к рассказу Шукшина Срезал, да и не следует так категорично вешать ярлыки именно по расовому признаку, тем не менее и ситуация из анекдота и из рассказа Шукшина является типичной, печально типичной.

Автор специально выбирает говорящие фамилии, антиподами выступают Журавлев и Капустин. Обладатель кандидатской степени, деревенский парень, который уехал в город и выбился в люди, Журавлев представляет собой метафору свободного полета, вольного и продуктивного развития человека. Его антагонистом выступает Глеб Капустин, который остался в деревне и продолжает ровно и низко расти как капуста на грядке.

Конечно, Капустин является своеобразной знаменитостью в собственном селе, и односельчане его выделяют из своих рядов, оделяют определенным почетом, но по факту Капустин – такая же капуста как все остальные, просто его функция заключается в том чтобы «срезать» журавлевых или, лучше сказать, одергивать, для того чтобы вольный полет превращался в нелепое хождение через ряды капустных грядок. Шукшин представляет в фигуре этого героя не только определенную личность, но и ситуацию как таковую, систему отношений, которая ему явно не особенно нравится, хотя автор, как часто делает во многих рассказах, тут остается безучастным наблюдателем и не высказывает личной оценки, старается даже повествование вести непредвзято. Тем не менее, суть рассказа от этого не становится менее понятной, Глеб Капустин представляет собой некоторый вариант концентрации зависти и ненависти людей, оставшихся в деревне к так называемым городским.

Вообще, Шукшин часто этой темой интересовался и рассматривал как взаимодействуют деревня и город в разных вариантах. Он сам тяготел к деревенскому укладу, людям, не терпел заносчивости городских людей, но и не преувеличивал достоинств представителей деревни, явно презирал некоторые негативные тенденции. В частности тут он обличает различные капустинские методы, которые ничего помимо того чтобы вывести другого на эмоциональную реакцию и постараться унизить не хотят. Рассказ относится к классике шукшинской прозы и пользуется существенной популярностью. Этот факт обуславливается универсальностью описываемой схемы, которая может повторяться и на земле в простой деревне и в аду.

Анализ рассказа Шукшина Срезал

Анализ рассказа Шукшина Срезал

Несколько интересных сочинений

  • Философская лирика Тютчева 9 класс сочинение

    Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии. При помощи философии своих строк он передает читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия

  • Сценическая история комедии Гоголя Ревизор

    Николай Гоголь написал комедию «Ревизор», которая затронула разные общественные темы, но её не сразу воплотили на сцене. В ней автор обличил пороки некоторых чиновников, которые руководили на местах.

  • Сочинение Мой любимый день недели 5 класс

    Мой любимый день недели – пятница, причем вторая ее половина, когда учеба и работа позади – а, следовательно, члены семьи могут провести вечер и предстоящие выходные вместе. Как правило, в такие моменты

  • Сочинение Образы крестьян в поэме Мертвые души Гоголя

    Каков реальный мир поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души? В своем произведении писатель смог правдиво отобразить действительность России в начале 19 века. Главными действующими лицами являются чиновники

  • Сочинение Я выпускник

    Сегодня мой последний день учебы в моей родной школе. Я к этому шел очень долго. Впереди меня ждут выпускные экзамены. А далее и сам выпускной вечер.