Анализ рассказа Солженицына Один день Ивана Денисовича

Солженицын написал огромное количество разных произведений. И одно из них написано про сталинские репрессии и называется оно «Один день Ивана Денисовича». Кроме этого из этого рассказа можно понять о том, как на самом деле жилось тем людям, которые не хотели угождать и подчиняться власти. А ведь им жилось в это время очень даже тяжело. Начинается произведение с того, что рассказывается вся лагерная жизнь людей. Кроме этого ему хочется показать читателям всю жестокость и несправедливость тех людей, которые оказались изменниками родины. В это время любой человек мог оказаться изменником.

Один заключенный попал в тюрьму, но когда началась война, то он отправился защищать свою родину, но после войны он опять оказался изменником и был отправлен в плен. Но однажды ему удалось сбежать из тюрьмы. И он мог бы жить спокойно и легко, но поскольку Шухов был справедливым человеком, то сразу же признался в этом и был наказан и отправлен в лагерь.

А здесь никто не застрахован в том, что может произойти в этом лагере. За каждое неповиновение можно было оказаться в карцере. А здесь условия были просто отвратительными и очень сильно отличаются от условий обычной камеры. Помимо этого каждому преступнику работать и работы эти были трудными и тяжелыми и порой случались даже смерти во время этой работы. По всей территории тюрьмы была натянута колючая проволока, чтобы ни один из преступников не мог сбежать отсюда.

Порой в таких условиях бывает трудно потерять человеческое достоинство и остаться человеком до конца своих дней. Нужно быть не только честным, но и справедливым, а также вовремя принять ситуацию и отыскать правильный путь для ее решения. Кроме этого если правильно вести себя и правильно поставить, то можно не только суметь прожить в самых сложных условиях, но и подружиться с нужными людьми, которые помогут во всем и поддержат в трудной ситуации и выручат, если это нужно будет.

Вот и наш главный герой Шухов старается принять условия, в которых он оказался, а также научиться в них жить. Кроме этого он старается сделать так, чтобы не пострадало его лицо. Ему пришлось провести здесь восемь лет, а ведь это может выдержать не каждый человек. Он выучил все правила и законы тюрьмы и даже научился их исполнять и не нарушать.

Подробный анализ

Это произведение стало первым повествованием, обращенным к массовому читателю, повествующим о сталинских репрессиях. Рассказ открыл массовому читателю и, прежде всего, представителям нового поколения интеллигенции, нелицеприятную правду о том, что пришлось пережить миллионам.

В своем рассказе Соложеницын поставил себе цель обойтись без излишних аффектов. Он не стремился, в отличие писателей более раннего периода, демонстрировать страдания, душевные и физические муки, выпадающие на долю героя, с целью вызвать сочувствие к нему читателя. Наоборот, целью автора произведения было показать, что сама обыденность может быть очень страшной. Название "Один день Ивана Денисовича" говорит в пользу этого. Герой рассказа носит имя, ставшее нарицательным для русского – Иван. Выражение «один день» также должно ориентировать читателя на то, что это ничем не примечательный день промежуток времени заключенного, во время которого не происходило ничего для него значимого.

Этим писатель стремился еще раз напомнить читателю, точнее дать ему возможность самому еще раз сделать вывод, что на месте Ивана Денисовича мог оказаться каждый.

В произведении подчеркивается, что описанный день был неплохим. Действительно, герой смог получить лишнюю порцию баланды, не имел неприятностей со стороны администрации. Человеку, живущему на воле, пусть даже при больших ограничениях политических прав, сопровождаемых мелочным контролем начальства, а также постоянно испытывающему нехватку разного рода товаров, такой день должен был показаться ужасным. Собственно этого и добивался писатель, подробно в мелочах расписав быт лагеря.

Другой целью описания повседневной жизни в неволе было стремление Солженицына приблизить читателя к своему герою. Автор стремился, чтобы дочитавший его рассказ максимально проникся чувствами и эмоциями персонажа.

Учитывая дальнейшее творчество и активное неприятие советской власти автором, можно предположить, что еще одной из задач произведения была антисоветская пропаганда. Почувствовав беспомощность героя перед лагерным начальством, включая даже столь малозначительных фигур, как повара или старшего по бараку (того же зэка), у читателя должны были возникнуть ассоциации с его собственной жизнью. Жизнь простого советского человека также находилась под неусыпным контролем, которому нечего было противопоставить. Солженицын подводил к выводу, что на воле в Советском союзе, безусловно, комфортнее и сытнее, но положение простого человека, в принципе, мало отличается от того, в которое поставлен заключенный.

Вместе с тем, автор говорит и о человеческом достоинстве. Его Иван Денисович не встал на путь угождения администрации за мелкие подачки. При этом он не озлобился, не пошел по пути самых матерых уголовников, пожирая слабых.

Солженицын пытался донести до читателей мысль, что выживать в условиях несвободы (и лагеря и тоталитарного государства) можно, но жить так нельзя.

Анализ 3

Такой известный русский автор, как Солженицын, написал очень много разных произведений. Одно из них охватывает жуткое и кровавое время сталинских репрессий и носит название «Один день Ивана Денисовича». Этот рассказ так же повествует о жизни обычных людей, которые не хотели мириться с той власть и многие, к сожалению, подверглись репрессиям. Жизнь в те времена была невероятно трудной. Произведение началось с того, что автор описал то, как люди живут в лагерях. Кроме этого, автор очень ярко и контрастно показывал читателю жесткость и несправедливость тех, кто якобы оказался изменниками родины. В те времена каждый мог попасть под прицел правительства.

Так один человек попал в тюрьму, однако, когда началась война, то его отправили на фронт, для защиты родины. Однако, после войны, он снова отправил в плен. Однажды ему посчастливилось сбежать из того жуткого места. Он мог начать спокойную, новую жизнь, но Шухов был человеком справедливым и во всем признался. Естественно его наказали и снова отправили в лагерь.

Было ясно одно, что никто не застрахован от того, что может произойти в лагере. Любой из заключенных мог отправиться в карцер лишь за то, что якобы неудовлетворительно себя вел. Условия, конечно, в картере были ужасны, намного хуже, чем в обычной камере. Все преступники не просто сидели по своим камерам, а не посильно работали. Работа была настолько сложной, что многие умирали здесь. Сбежать оттуда было практически невозможно, ведь по территории всего лагеря были натянуты колючие проволоки.

В таких спартанских условиях очень трудно сохранить позитивный настрой и как минимум остаться человеком до конца жизни. Здесь нужно быть и честным, и справедливым, быстро находить выход из любой ситуации и принимать решения. Если вести себя хорошо, помогать, то есть великая возможность подружиться с нужными людьми, которые, в свое время, могут помочь выжить в этих невыносимых условиях, где-то помогут, а где-то просто поддержат. В любом случае, чтобы не произошло, всегда нужно оставаться человеком.

Главный герой произведения Шухов мужественно принимает те жесткие условия, в которых оказался снова. Он пытается научиться выживать здесь. Кроме этого, он всячески пытается сделать так, чтобы его лицо не пострадало. Он провел здесь 8 лет своей жизни, а это довольно-таки большой промежуток времени, который не каждый мог выдержать. Он научился жить по тюремным законам, не нарушать их и оставался человеком.

Анализ рассказа Солженицына Один день Ивана Денисовича

Анализ рассказа Солженицына Один день Ивана Денисовича

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Мастер и Маргарита Булгакова

    Это произведение, которое мне очень понравилось читать в школе. Оно настолько захватывающее, яркое, юморное и философское! Даже после просмотра фильма, то есть сериала, мне было очень интересно его читать.

  • Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

    Иван Сергеевич был настоящим Сыном Отечества. В своих рассказах он всегда описывал красоту Русской природы. Произведение Бежин луг было написано для детской аудитории.

  • Сочинение Никто не забыт, ничто не забыто

    Более 70-ти лет прошло с того страшного часа, когда первые бомбы упали на мирные города и сёла Советского Союза. Ровно в четыре часа, когда у людей самый сон.

  • Анализ Илиады Гомера

    Мы располагаем малым объёмом информации о данном произведении, потому что оно было создано приблизительно в 9-8 веках до нашей эры. Большинство исследователей поддерживают версию

  • Музыка в моей жизни - сочинение 4, 9 класс

    Во все времена музыка являлась вдохновением для многих великих людей. Она наполняла душу человека прекрасными образами, которые всплывали в сознании под звуки лучших мелодий. Это величайшее достижение в области искусства.