Анализ романа Чернышевского Что делать?

К этому роману люди того времени отнеслись неоднозначно. Это обусловлено непростой компози-цией, а также необходимостью прятать мысли за снами. Своеобразие языкового оформления тоже смущали некоторых читателей. Несмотря на критику, роман сильно повлиял на общество.

История создания

Н. Чернышевский написал его в Петропавловской крепости. Туда он был помещён из-за попытки разжечь революционные настроения. Произведение создавалось в ответ на идеи “Отцы и дети” Тургенева. Из-за этого между персонажами Е. Базарова и Рахметова много общего.

Жанр

В романе можно найти различные жанровые разновидности. Например, в нём есть признаки соци-ально-политического, любовного, а также философского романов.

О чём роман? (сюжет)

Роман повествует о трудностях судьбы новых людей. Он описывает становление характера подобных людей.

Главные герои и их характеристика

Вера Розальская — главная героиня. Она общительная, стойкая в убеждениях, романтичная, но, с отличными административными способностями.

Её первый супруг— Лопухов Дмитрий. Этот мужчина правдив, порядочен, умён и немного замкнут. Он относится к новым людям.

Кирсанов Александр—супруг Веры и друг Дмитрия. Он отличается четностью и порядочностью. Александр чуток к жене и даёт ей реализовывать свои таланты.

Революционер Рахметов самым значимый герой. Он имеет жёсткие принципы во всех областях жизни. А ещё он славится деятельным нравом. Он живёт для служения другим и постоянно укрепляет себя. Отверг любимую, ведь отношения могут помешать ему. Он желал бы жить как многие другие люди, но не может, ведь вокруг столько нуждающихся.

По признанию писателя, на примере Веры и её супругов, он хотел продемонстрировать людей нового типа. У всех должны быть такие качества характера, как у этих 3 персонажей, но образцом, к которому необходимо стремиться является Рахметов.

Тема

В книге можно увидеть две главные темы. Первая— любовь, а вторая—создание равноправного общества.

Проблематика

Под любовными перипетиями автор смог передать более важные идеи. Он описал много проблем, значимых для того времени. Проблематика книги идейно-нравственная, она связана с философией "новых людей". Сны очень чётко демонстрируют смену общественных формаций. Проблема по-строения социалистического общества тревожила создатели книги. Он считал, что монархия в буду-щем непременно исчезнет.

Также важную роль играет предстоящая революция, которая из-за цензуры прямо не описана, но её наличие ощущается. Проблема переустройства общества также показана в снах Веры. Они, показывают равенство людей и рассказывает, что будет при социализме. Эта же проблема звучит и в характеристике "особенного человека" Рахметова.

Революции сильно связана с нравственностью. Автор продемонстрировал, как изменяются характе-ры. Вначале угнетённые люди готовы пойти против тирании членов семьи, а потом против общест-венной.

В нравственном отношении писатель также рассуждает о проблеме любви. Она играет важную роль в жизни каждого и влияет на отношения с семьёй. Выбор является важной частью независимости женщин.

Обсуждается в книге и проблема труда. Она явно выражена в мастерских. Показано значение труда. Именно он делает людей уверенными в своих силах.

С образом главной героини связана и проблема женского уравнения в правах. Автор показывает постоянную несправедливость к представительницам прекрасного пола. Они не могут трудиться или выходить замуж по любви.

В романе писатель также рассуждает об актуальных политических и нравственных трудностях. И также он показывает способы их решения. Книга является учебником новой жизни.

Смысл романа

Писатель создал пример поведения, к которому стоит стремиться. В Рахметове собраны многие ответы на актуальные вопросы. Эта книга является гимном новому типу людей. Они стремятся освободить народ от того существования, которое он ведет.

Автор не только критиковал общество, но и предлагал, как решить существующие проблемы. Он считал, что необходимо отказываться от эгоизма и сословной гордыни, помогать простым людям не только словом, но и деньгами, участвовать в проектах, способных изменить положение.

Вариант 2

Литературный критик, революционер и журналист вовремя своего заточения в Петропавловскую крепость написал роман «Что делать?». На создание произведения ушло месяца три. Чернышевский был грамотным литературоведом, и для него написание романа в столько кратчайшие сроки не было затруднительно, тем более что он сидел в одиночной камере. Произведение прошло двойную цензуру, но кроме любви цензоры ничего не нашли и поэтому разрешили печатать. Рукопись, перед тем как попала в печатный, цех была утеряна. Это был единственный экземпляр. И только благодаря расторопности людей и во время данному объявлению рукопись была найдена и напечатана. В противно случае мы бы никогда так и не прочитали столь интересную и поучительную работу.

Произведение Чернышевского «Что делать?» относится к жанру романа, в нем присущи все его черты. Здесь психологические проблемы и любовные так же становление личности. Чернышевский показ через любовь главной героини проблемы женщины в том обществе.

В романе писатель старается убедить читателя, что новые отношения достижимы, просто надо стремиться к изменениям. Пора начинать жить по-современному. В воздухе веет изменениями не только в экономической сфере и психологической, но и политической. Тонкий психологический роман на всем протяжении повествования помогает нам сравнить экономику, нравственность и отношения, которые были и которые должны начаться.

Главный персонаж Вера вокруг, нее все повествование и закручено. На ее примере писатель показывает, как менялось восприятие девушки. Главная героиня воплощает в себе девушек нового поколения. Несмотря на свои романтические мечты и взгляды Вера не оторвана от мира, в котором живет она и ее близкие. Благодаря организаторским способностям, рациональному мышлению и бухгалтерским познаниям смогла заинтересовать знакомых девушек и открыла швейный цех и не один. Даже в наше время не каждая девушка сможет организовать свое дело. Причем ее окружение старается помочь в реализации ее затей и фантазий.

Еще два героя Лопухов и Кирсанов. Оба трепетно и нежно любят Верочку. И каждый старается помочь самореализоваться девушке. Скорее всего, Чернышевский мечтал о таких внутри семейных отношениях. Естественно, что цензура, читая роман, пришла к выводу, что произведение о большой любви.

Есть еще один герой Рахметов писатель ему мало уделяет внимания, но сразу становится понятно, что не только любовные отношения ценятся, но и желание служить обществу. Для этого по его разумению нужно быть одному, чтобы ни какие чувства и отношения не мешали его принципам. Можно по-разному рассматривать его поведение. С одной стороны это эгоистично по отношению к близким и любящим людям. С другой стороны он поступает как истинный революционер и идейный человек. Его можно даже назвать гражданином своего времени. Чернышевскому хотелось, чтобы большинство людей были такими, как герои его романа.

Произведение называется «Что делать?». Писатель тем самым хочет, чтобы читатель сам ответил на этот вопрос, прочитав произведение. К счастью, а может, и нет каждый отвечает на этот вопрос по-своему.

Проблем в том обществе, в котором жил Чернышевский было много. Показать их большому количеству людей не представлялось возможным, а тем более предложить их решение. Полиция пресекала вольнодумство на корню. А вот благодаря произведению, в котором есть влюбленные можно озвучить все волнующие вопросы и дать рекомендации по их решению. К тому же он противопоставил молодое прогрессивное поколение старому консервативному.

Смысл заключается в том, что народ должен захотеть противостоять вначале домашнему гнету, а потом и общественному. Все это можно проследить во снах Веры Павловны. Сама девушка шагает в ногу со временем и действует согласно прогрессивным идеям. К своим девушкам относится, лояльно стараясь не угнетать, а дать свободу.

Прочитав произведение можно с уверенностью сказать, что, несмотря на трудности можно найти выход из положения и самуму ответить на вопрос «Что делать?».

Анализ романа Чернышевского Что делать?

Анализ романа Чернышевского Что делать?

Несколько интересных сочинений