Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина сочинение
Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.
Вобла представляет, что в обществе присутствует некая разумность, а также истинные человеческие чувства, однако она данными излишками не обладает и ничуть в этом не смущается, сторонясь и не желая знать о тех, кто интересуется политическими вопросами.
Героиня придерживается своего единственного жизненного принципа, состоящего в возможности каждого ничего не знать, ни о чем не подозревать, ничего не понимать, а жить в вечном пьяном угаре, не стремясь иметь ум, который выше лба. Свою позицию вобла пытается донести до каждого слушателя, радостно наблюдая, как ее жизненные принципы в форме пошлых призывов влияют на слушателей, начинающих их придерживаться и перестающих что-либо делать как с собственной жизнью, так и с общественной, утративших собственный гражданский долг и не заду мающихся о будущем.
Используя в сказке художественные приемы сатирического гротеска и иронического сарказма, писатель демонстрирует убийственную насмешку в виде финального окончания произведения, в котором вобле откусывают голову, и героиня оказывается полностью съеденной.
Тем самым автор изображает трусливых представителей либерального класса, маскирующих за кричащими словами собственную жалость и душевное омертвление, распоясавшихся в приспособленчестве, угодничестве и заподозренных в неприкрытом подхалимстве.
На примере героини сказки писатель описывает в виде лукавых изворотов и метаморфоз сущность либеральной политики, не желающей задумываться о судьбе простого русского народа, беспокоясь лишь о собственной выгоде и благосостоянии, тем самым обличая процессы, происходящие в обществе, призывая к серьезному осознанию интересов своего государства и народа.
Произведение отражает писательскую позицию, изложенную в виде сатирической сказки из-за жестких цензурных барьеров, о безыдейности, духовной бедности, ограниченности правящей власти, нуждающейся в покорных, трусливых, преданных по-собачьи согражданах, погрязших в раболепстве не имеющих собственных мыслей, чувств и совести. Именно поэтому произведение несет в себе глубокую социальную критику существующего общественного порядка современного царизма, жестко разоблачая негативные черты угнетения русского народа.
Идея, тема, суть и смысл
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Чужих детей не бывает (Как вы понимаете выражение)
Есть довольно известное выражение об отношении к другим людям. В идеальном обществе к старшим относятся также как относятся к родителям, к сверстникам относятся также как относятся к братьям и сестрам
- Сочинение Трагедия Катерины в драме Гроза Островского
С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же
- История жизни Ивана Денисовича Шухова в рассказе Один день Ивана Денисовича (биография и судьба героя)
Русский крестьянин, фронтовик Шухов Иван Денисович, волею судьбы попавший в людскую мясорубку в страшные годы репрессий в барак ГУЛАГа. Теперь он даже не человек, а просто Щ-854
- Делает ли надежда человека сильнее сочинение
В сложное военное время люди продолжали надеяться, что останутся в живых и увидят родных, близких, а также наступит мирное время. Они спокойно начнут трудиться и больше не будут слышны взрывы
- Сочинение Русский язык мой любимый школьный предмет 5 класс (рассуждение)
В школьной программе много интересных предметов. Каждый учащийся может выбрать близкий и интересный для себя. Но все они, кроме иностранного языка, в нашей стране преподаются на родном русском языке.