Анализ сказки Жуковского О царе Берендее

Жуковский проводит лето 1831 года вместе со своим воспитанником, там в это время находится и Пушкин с молодой девушкой, с которой он недавно обручился. Они начинают состязаться в написании сказок между собой, как результат появляется сказка о Салтане и сказка о царе Берендее, с другой стороны.

Скорее всего основой является сюжет повествования под названием «Морской царь и Василиса премудрая». Жуковский излагает ее на свой манер, но при этом и добавляет эпизоды, которых ранее в повествовании не было. Это позволяет понять, что автор имеет отличное представление о том, что говориться в устном народном творчестве, он отбирает только самое ценное и поэтичное, и это включает в свое творчество.

Повествование написано в размере – гекзаметром, который является любимым размером Жуковского. Он настолько приближен к русскому языку, что полностью передает его колорит, который кажется естественным и настолько приближенным к простому языку, что не наводит мысль о какой-то третьей форме речи.

Кощей в повествовании Жуковского остановится индивидуальным, он наделяет его своим особым характером, который проявляется в поступках. Так, например, когда он не смог догнать беглецов, то высек всех слуг, он похож на самодура, который не может распоряжаться своей властью.

Марья-царевна является не только дочкой Кощея, но и настоящей волшебницей и мудрой девушкой, она научилась проявлять качества, которые не присущи ее отцу.

Иван-царевич храбрый, он способен проявлять смелость, достойный человек, который проявляет тактичность и благородство по отношению к Марьи-царевне. Он религиозен, так как перенял подобное отношение от своих родителей.

Поэт в языковой области нарушает устоявшиеся каноны, он использует как сказочные выражения, так и постоянные эпитеты, которые позволяют украсить речь и представить картину полностью. Это позволяет сделать сказку привлекательной, полностью увлечь читателя происходящим, сделать его участником происходящего, вовлечь его.

Все это делает повествование увлекательным, Жуковский является настоящим профессионалом своего дела, который профессионально использует слова и обороты,
 создавая прекрасный сюжет.

Анализ 2

Эта сказка напомнила фильм «Варвара-краса…». Снят он как раз по мотивам произведения Жуковского.

У сказки, на самом деле, очень длинное название, из которого практически можно понять сюжет и характеры героев. То есть в несокращенном названии упомянут и царевич, и хитрый Кощей, и мудрая дочь его.

Сам Берендей участвует только в «зачине» (и в радостном окончании) сказки. Царь добрый, но только невнимательный. Не удивившись, что ковшик-уточка от него убегает, он начинает пить воду, утопив в ней бороду. (Это даже не очень гигиенично!) И попадает в ловушку – к Кощею, который не похож на привычного нам героя, а напоминает морское чудище. Кощей просто хватает царя за бороду, а тот соглашается за свободу отдать чудищу то, о чем самодержец в своем царстве не знает. Самонадеянно думает Берендей, что знает всё, но вот не ждал он, что жена за время его отсутствия родила ему наследника. Тут царь – просто человек, он печалится, но со временем забывает о своём обещании.

Через много лет приходится Кощею напомнить ему через самого наследника о царском слове. Иван-царевич стоически воспринимает весть, проявляет мужество идя навстречу своей странной судьбе. По пути, что является частым эпизодом в сказках, он видит, как девицы, искупавшись в озере, превратились в белых птиц и улетели. Осталась только одна. Он благородно подаёт ей одежду, это оказывается Марья-царевна - дочь того самого Кощея. И вот до того, как улететь, девушка даёт совет – стать перед её отцом на колени. Так он и делает – без гордыни, этим смешит чудище.

Но теперь он во власти злодея. Как положено, Ивану предстоят невыполнимые испытания, но благодаря помощи волшебницы Марьи у него всё получается. В итоге, так как Кощей не унимается – хочет казнить гостя, молодые решают бежать. Погоню они обманывают, превратившись в мост и речку. И вот уже счастливый финал, вроде бы… Но тут Иван не слушает невесту – заезжает в гости к князьям одного города. Марья предпочитает превратиться в камень, предупреждает его не целовать ребенка… Но Иван не следует её советам, вот почему забывает о ней из-за заклятья. Безутешная царевна превращается в цветок, который добрый дедушка уносит домой. С тех пор у него всегда чисто и есть еда, но он «вычисляет» царевну, сообщает ей о свадьбе Ивана. Тогда она отправляет на праздник пирог с говорящими голубями… и Ивана расколдовывает.

Сейчас эта сказка кажется во многом нестандартной и очень увлекательной.

Анализ сказки Жуковского О царе Берендее

Анализ сказки Жуковского О царе Берендее

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Душа человека

    Непризнанная, невидимая, неосязаемая часть человека. Тысячелетиями мировые умы спорят о том, что такое душа! Это Божий Дар или банальное осознание себя, как личности с наличием эмоционального фона?

  • Сочинение на тему Когда мой папа учился в школе

    Когда мы гуляем по парку, мой папа очень любит рассказывать мне истории о своих школьных годах. Ему очень нравилось ходить в школу, потому что там было интересно, и было много друзей.

  • Сочинение Мой любимый художник (Васнецов, Левитан)

    Если любого человека спросить о его любимой картине или художнике, можно услышать много имен прекрасных и талантливых живописцев и названий картин. Одним нравятся небольшие натюрморты или портреты

  • Сочинение Описание природы осенью

    Давно уже красоты осенней природы приковывают взгляды великих поэтов и художников. Сам Александр Сергеевич Пушкин посвятил осени немало своих произведений. А фамилий великих художников просто не перечесть.

  • Сочинение Почему человек должен учиться

    Образование играет важную роль в жизни каждого человека. Оно является основой для личностного и профессионального развития. Учение дарит нам знания, умения и навыки, которые помогают в самореализации и осуществлении своих мечт.