Мораль и анализ басни Обоз Крылова

Басня А.И. Крылова в печатном виде впервые дошла до читателя в ноябре 1812 года. Её опубликовали на страницах журнала «Сын Отечества». Как это часто бывает с литературными произведениями, сюжет басни родился не на пустом месте, а стал литературным откликом баснописца на критику стратегии полководца Кутузова, который отставил Москву в руках амбициозного Наполеона. Упрёки и критика «слабовольных» и «трусливых» действий командующего русской армией сыпались на Кутузова со всех сторон, даже со стороны императора. Все жаждали и требовали от военачальника наступления и горячего боя, но мудрый полководец занял выжидательную позицию в надежде, что пребывание в голодной, разорённой Москве ослабит силы врага, после чего можно будет дать решительное сражение и победить.

Дальновидный Крылов полностью разделял позицию Кутузова, появившаяся в его защиту басня доказывает мои слова. Как обычно, в басне Крылова все действующие герои – животные. Противостояние с Наполеоном поэт сравнивает со спуском обоза с хрупкими горшками с крутой горы. Во главе обоза идёт «старый конь»-Кутузов, который в силу своего жизненного опыта и мудрости, зная свойства груза, ступает с горы медленно и осторожно. В глазах других –нетерпеливых, молодых и рьяных – он выглядит «ослом», которому в пору «возить воду», а не идти во главе колонны. И тем не менее, полагаясь на опыт старого и мудрого, хозяин поставил его идти первым, и не напрасно: как только очередь настала идти молодому коню, он, не рассчитав свою прыть, крутость горы и тяжесть воза, скатывает телегу в канаву, где горшки разбились вдребезги. Пригляделись бы к тактике старичка – избежали бы печального итога.

Для тех читателей, кто не умеет читать «между строк» и примерять ситуацию на себя, Крылов по традиции в последнем четверостишии пишет свою мораль. А мораль можно выразить многочисленными русскими пословицами: «поспешишь – людей насмешишь», «не зная броду, не суйся в воду», «тише едешь – дальше будешь». Поэтому не спешите критиковать других, примерьте ситуацию на себя: а сможете ли вы сделать хорошо, как требует ситуация. Эта басня учит человека взвешивать свои силы, просчитывать результат наперёд, не спешить принимать быстрые решения и упорно идти к своей цели. Критиковать других – последнее дело, можно дать совет, но нельзя смеяться в спину и злословить. Когда человек, поставленный главным над каким-то проектом, хорошо знает ситуацию и видит пути решения проблемы, не нужно путаться у него под ногами и мешать. Каждый делает свою часть работы в то время, которое ему для этого отведено.

Вариант 2

Это похоже на выражение о соринке в чужом глазу. Конечно, со стороны проще заметить, что работник делает неправильно. Но когда ты сам берешься за его дело, то получиться у тебя может в сто раз хуже. Критикуют так ведь обычно те, кто не представляет, с какими проблемами может столкнуться в этом деле, поэтому и кажется им, что во всём правы. Если бы хоть раз сам попробовал, то понял бы трудности, и не стал бы «выпендриваться». Может быть, посочувствовал бы или помог советом добрым. А тут только желание самоутвердиться за чужой счёт! Вот такая мораль.

Чтобы её объяснить, приводится история с двумя лошадьми. Сначала обозначается ситуация – обоз, горка, хозяин помогает лошадке спуститься. И тут уже переход в басню – сказку, где молодая лошадь ругает коня, смотря на него сверху (буквально и переносно). Тут и прямая речь этой лошади приводится. В ней явно слышна зависть, так как она в первой же строчке называет коллегу «хваленым». Здесь много восклицательных знаков. И лощадь призывает других «полюбоваться»: «Криво! Косо!» Много тут «бы», то есть вот если бы он сделал так-то. И в итоге она называет его ослом, которому можно доверить лишь воду таскать (презрительно).  Хозяина, который контролирует процесс, она ругать не смеет, хотя могла бы всю вину на него перенести. 

Как раз тут логический «перелом» в её монологе. Отругав коня, она начинает восхвалять себя, что вот она бы легко справилась с этой работой. И вот она приступает, практически выпятив грудь. Думает, что ей будут только восхищаться! Но тут, конечно, терпит полный провал. Как бы смеялся конь, если б слышал её слова до этого. И текст становится отрывистым, чтобы показать, как лошадка скакала по канавам. Строфы состоят из одного слова иногда. Например: «Скачки». Рифма последовательная, то есть тоже «быстрая». Некоторые слова повторяются, как будто это хозяин кричит лошади. И в итоге «бух» с восклицательным знаком.

Кстати, не говорится, как отреагировала хвастливая лошадь – стало ли ей стыдно или она и тут нашла себе оправдание? А вину можно на хозяина как раз перевалить…

Понятно, что в последней части прямо говорится о людях – и у нас такая ситуация бывает частенько.

8 класс.

Мораль и анализ басни Обоз

Мораль и анализ басни Обоз

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Вити в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева сочинение

    Главный персонаж рассказа – мальчик Витя. Он живет с бабушкой и дедушкой, которых очень любит и жалеет. Он сирота. Об отце Вити ничего неизвестно, а мать его давненько утонула, перевернувшись на лодке.

  • Анализ рассказа Пастух Шолохова

    В произведении Шолохова «Пастух» главным героем является молодой и очень красивый парень по имени Гриша. У него на руках осталась маленькая девочка Дуня. Несколько лет назад их родители погибли, и брат сказал о том, что никуда не отдаст свою сестру

  • Анализ рассказа Чехова Студент 10 класс

    Благодаря своей краткости, что сродни таланту, Антон Павлович Чехов создает великолепные произведения, волнующие душу и умы читающих людей. Во многих рассказах писателя поднимается проблема смысла жизни, эта загадка всегда тревожила молодого врача

  • Образ и характеристика Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов Пушкина

    «Борис Годунов» - реалистическая драма пера Александра Сергеевича Пушкина, главным героем которой, как видно из названия, является Борис Годунов – между прочим, совершенно реальная историческая личность.

  • Анализ рассказа Шукшина Критики

    Люди воспринимают действительность совершенно разным образом, такое восприятие во многом зависит от воспитания, условий, в которых человек растет. В своих рассказах Шукшин нередко противопоставлял восприятие и миропонимание людей города и деревни