Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского

В рассказе «Уроки французского» автор поднимает очень важную тему – помощь педагога своему ученику.

Лидия Михайловна, учительница французского, замечает, что её ученик Володя голодает. Желая помочь мальчику, она передаёт ему посылки с продуктами. Но Володя оказывается слишком горд для того, чтобы принимать подачки и отказывается от предложенной помощи. Тогда педагог решает ввязаться в опасную авантюру. Учительница вспоминает своё детство и давно забытую игру – «пристенок». Сначала она просто объясняет Володе правила игры, когда он приходит к ней домой на занятия французским, а затем начинает играть с ним на деньги, тем самым оказывая материальную поддержку.

К сожалению, в конце концов директор школы, живущий за стенкой, прекращает такие отношения между учительницей и учеником. Лидию Михайловну он увольняет из школы и обвиняет в совращении малолетнего, приучении его к азартным играм. Но так ли обстояло дело на самом деле?

Лидия Михайловна совершила героический поступок, рисковала своей карьерой ради того, чтобы помочь мальчику. Как человек нравственный, умеющий сочувствовать и понимать горе других, она не могла просто сидеть и бездействовать, видя, как плохо приходится её ученику. Из рассказа нам становится понятно, что и к другим ребятам из своего класса она относилась очень внимательно – заходя в кабинет, она здоровалась с учениками и тщательно оглядывала каждого из них, интересовалась из жизнью и самочувствием. Всё это подтверждает то, что наша героиня – образец настоящего человека, которому не всё равно на окружающих.

Педагог действовала лишь из самых лучших чувств, намерения её были никак не преступными.  Игра была лишь средством для достижения цели, в данном случае, помощи Володе. Так что неправ в данной ситуации как-раз таки директор, чей посредственный ум и чёрствое сердце неспособно к сочувствию и пониманию. Он смотрит на дело только со стороны педагогики – а Лидия Михайловна в первую очередь со стороны человечности. И в данном случае такая «плохая» и «развратная» учительница вызывает большую симпатию, чем человек, уволивший её.

Вариант 2

В рассказе В. Г. Распутина Лидия Михайловна, преподавательница французского языка, узнав о том, что ее ученик, герой-рассказчик, голодает, пытается помочь, передавая ему продукты. Но гордость Володи не позволяет принимать такие, по его мнению, обидные «подачки». Тогда женщина идет на хитрость, предлагая мальчику поиграть на деньги, чтобы средства, полученные в честной игре, не казались ему унизительным пожертвованием. Таким образом, она все равно оказывает мальчику материальную помощь.

Но в финале рассказа директор школы, проживающий по соседству, за стеной, узнав о происходящем в квартире учительницы, прекращает их занятия по французскому и увольняет Лидию Михайловну. Директор назвал поступок Лидии Михайловны так: «Это преступление. Растление. Совращение».

Но разве автор так оценивает поступок своей преподавательницы? А мы? Кроме точки зрения директора, есть и точка зрения рассказчика, уже взрослого, который вспоминает маленького себя в ретроспективе, ведь для него события, описанные в рассказе, во многом автобиографичны. По мнению директора, играть с учеником в азартные игры на деньги – недопустимо. Ведь Василий Андреевич даже не пытается отыскать причины поступка Лидии Михайловны, его решение категорично и непоколебимо.

Но автор-рассказчик, он вспоминает свою учительницу с теплотой и любовью, потому что он знает, что, кроме уроков французского, она преподала ему еще и урок настоящего христианского милосердия. Игра была не целью, а средством для достижения цели – помощи Володе. Она рисковала свои рабочим местом, карьерой, репутацией, отношением к ней окружающих, и в конце концов действительно лишилась всего этого, ведь ей пришлось уехать из-за увольнения. Но во всех этих обстоятельствах, сложившихся против нее, она не перестает быть человеком. Она показала маленькому Володе, что это значит – не жалеть себя ради другого, кто бы он ни был, даже если ты потерпишь осуждение. Лидия Михайловна посчитала, что проблема ее ученика имеет к ней непосредственное отношение, приняла ее к сердцу ближе, чем себя саму.

Таким образом, я склоняюсь к точке зрения автора-рассказчика. Посредственные взгляды директора, ограниченные только его должностными обязанностями и узким пониманием педагогической чести, вряд ли у кого-то вызовут сочувствие.

Лидия Михайловна для нас и для автора навсегда останется образцом жертвенности и человеколюбия.

Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского

Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского

Несколько интересных сочинений