Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

Тема воспитания в произведениях русских писателей раскрывается благодаря ярким образам героев, их занятиям, характерам.  

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» эта тема занимает центральное место. В первую очередь, вызывает особое внимание название произведения. Само слово «недоросль» содержит в себе характеристику человека, возраст которого еще не позволил получить достойное образование. Поэтому эти люди остаются далеки от знаний.

Один из главных героев комедии – Митрофанушка по всем параметрам подходит для того, чтобы его называли именно так. Он является собирателем тех отрицательных качеств, которые осуждает автор комедии. Кроме него есть ряд героев, которые относятся к образованию и к разным вопросам нравственного уровня с равнодушием. Поэтому все они (и супруги Простаковы, и Скотинин) имеют сходство в поведении. Воспитанию этого героя мешает слепая любовь матери и непонимание таких понятий, как «уважение», «отзывчивость» и другие. Внешне обстановка в доме наталкивает на мысль, что мать искренне желает видеть в своем ребенке умного, воспитанного человека, так как в доме Простаковых всегда присутствуют учителя. Однако прочитав комедию, читатель начинает с презрением относиться к тем, кто игнорирует процесс обучения, относясь к нему лишь как к модному этапу.

Характер Митрофанушки формируется под прямым воздействием указов своей матери, которая нередко проявляет невежество, жестокость, обман и жадность. Сын повторяет все качества женщины, представ перед читателем избалованным человеком, в душе которого отсутствуют желания учиться, помогать другим. Он грубый, ленивый молодой человек. Благодаря этому образу автор демонстрирует часть людей, относящихся к «недорослям». Он с иронией указывает на их речь и действия, подчеркивая глупость и отсутствие воспитания.      

Чтобы выявить ошибки и методы в воспитании Митрофана автор комедии прибегает к противопоставлению его Софье, которая представляет собой пример для подражания. Она любит читать, умна, рассудительна и очень воспитанная девушка.

Актуальность проблемы воспитания не угасает никогда. Во все времена, в том числе и в эпоху создания Фонвизиным комедии «Недоросль», этот вопрос был одним из главных в обществе. Многие становились на защиту самовоспитания, процесса получения знаний, оставаясь людьми с большой буквы. Последствия для тех, кто игнорировал такие понятия, как мораль, нравственность и воспитание, были непоправимыми.

Вариант 2

Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, всё крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов его родителей и остальных.  

Его мама и папа практически гордятся тем, что их ничему не учили. Они считают, что богатство нажить можно и без лишних знаний. Они даже не понимают, когда приехавший дядя спрашивает их об истории и географии. Первый предмет они воспринимают, как рассказывание анекдотов, а второй… Он нужен, по их мнению, только извозчикам. И всё-таки они хотят обучить сына чтению и арифметике. (Даже мамаша, судя по всему, читать не умеет. Однако она ловко скрывает это.)

Нанятые учителя ходят годами к ученику, но он совсем не старается. Ему совсем не интересно учиться. Сами учителя эти – забавные персонажи. Арифметику преподает бывший солдат Кутейкин, который не смог найти другой работы. Он искренне считает, что не заслуживает денег за такие низкие результаты своего ученика. Второй – бывший семинарист Цыфиркин, который испугался «бездны мудрости», он жаден, считает, сколько ему не заплатили. И самый главный учитель – Вральман Адам, немец, который на самом деле кучер. Но он мастер рассказывать истории, делать комплименты, шутить, поэтому его в семье очень любят.   

Дядя-миллионер (Стародуб) тоже, хотя человек образованный, говорит, что не нужно чужими мыслями набивать голову. Но просто он за то, чтобы развивать душу и сердце. Он верит, что каждый может быть добрым и смелым. Отвага может проявляться не только на фронте, но на службе, в обычной жизни. 

В общем, Митрофанушку учат кое-чему, но очень плохо. На самом деле, и учителя не самые лучшие, а уж ученик – самый ленивый. А о воспитании речи не идёт – никакого хорошего примера парню не подают,  над добротой смеются. Его не одергиваю, когда он врет и грубит. Митрофан учится только подлизываться и обманывать. Пусть бы и был неучем, но хотя бы добрым, а тут он агрессивный.

В финале даже мамочка разочаровывается в воспитании своего сына, она видит, что он нехороший человек. Думаю, что у него ещё есть шанс исправиться.

Образование и воспитание в произведении Недоросль Фонвизина

Фонвизин написал произведение, которое назвал «Недоросль». И недаром название комедии именно такое. Именно оно дает подсказку, о чем будет идти речь в произведении.

Много разных тем раскрыл в своем произведении Фонвизин, так как его произведение именно потому и призвано считать  очень глубоким текстом, и моральным. Ведь это произведение хоть и скрыто под комедию, но на самом деле – очень моральное, ведь там раскрывается то, что в жизнь очень актуально – как такие качества: глупость, жадность, жестокость, равнодушие и так далее.

Именно потому автор показывает – насколько важно этого избежать в жизни, когда воспитывается собственных детей. И все идет от родителей. Ведь именно они поначалу направляют своего ребенка, давая ему хороший пример, или же плохой. Хотя и от самого ребенка зависит – как воспринимать все, что дают ему родители. Автор произведения сильно подчеркивает и как главную выделяет тему – тему о воспитании детей в семье.  И он даже не только ругает самих родителей главного персонажа – Недоросля,  так как этих его родителей ведь когда-то воспитывали и другие родители, их самые. А потому он показывает, насколько должны были быть глупыми и жестокими такие родители, если воспитали таких детей.

Фонвизин показывает в комедии – как пытаются воспитать своего ребенка родители. Ведь мать, которую зовут Простакова, и недаром к тому же,  хочет найти учителя, который бы хорошо учил ребенка. Но ей удается найти просто мошенника, который не учит ребенка, который остается невежественным и глупым. А отец грубый и равнодушный к своему чаду в этом случае. Его больше заботит его положение в обществе, как случай еще большего обогащения. Одним словом, мать и отец – вовсе не правильно воспитывают парня, который уже достаточно рослый, так как у взрослых просто нет таких навыков и моральных устоев. 

Сочинение Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Огромную роль в жизни каждого человека имеет воспитание и образование. Именно от этих двух составляющих зависит успех каждого человека в жизни, зависит отношение этого человека к жизни, к окружающему миру и к другим людям.

Проблема воспитания интересует, как государство, так и каждого жителя страны. Много авторов затрагивают эту тему. Одним из таких оказался Д.И. Фонвизин написавший комедию «Недоросль». Именно в этом произведении остро рассматривается тема воспитания и образования человека. Название сразу говорит нам, что в произведение речь будет идти не о хорошо развитом и умном человеке, а о недоучке. Митрофан, так зовут главного героя комедии, растет в семье, где не знакомы такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание и помощь. Он растет на примере своей матери, которая жестока, обращается с людьми, презирает окружающих, является жадной и злой личностью.

Такой пример заставляет сына поступать также. Митрофан совсем не хочет учиться. Образование ему чуждо. Делает он это только по повелению матушки, а та по велению Петра первого.

Читая это произведение необходимо задуматься не только детям, но и их родителям о важности хороших манер, правильных примерах поведения и о важности образования.

Сочинение для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

Тема воспитания и образования в Недоросле

Тема воспитания и образования в Недоросле

Несколько интересных сочинений