Сочинение Проблемы в комедии Фонвизина Недоросль

Фонвизин, русский писатель XVIII века, создал комедию "Недоросль", которая подчеркивает несколько важных проблем, актуальных как в то время, так и в нашем современном мире. Главной проблемой этой комедии является невежество и нравственный упадок, которые приводят к страданиям окружающих.

Проблема воспитания и невежества

Фонвизин выявляет основную проблему произведения на примере отношений Митрофанушки и его матери. Невежество, безграмотность и тотальная глупость делают всю семью Простаковых посмешищем для нормальных людей. Простакова искренне любит своего сына, но она сама невежа и не желает учиться, а потому не может дать ему того, что нужно для развития и воспитания порядочного человека. Она поощряет глупость, лень и беспардонность, а не призывает к разуму и знаниям. Даже в поисках учителя она стремится выделить не воспитательный процесс, не результат, а статус учителя. Для нее главное, чтобы "не неволил" ребенка, и она не понимает, что так невозможно ничему научить.

Проблемы воспитания крылись в социализации. Воспитание является фактором, который определяет нравственный облик каждого человека, его отношение к другим людям и поведение с другими людьми. Если мать сама невежа и деспот, то как она может воспитать порядочного сына?

Проблема нравственного упадка

Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии "Недоросль", нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в "Недоросли". Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящего. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация.

Решение проблем

Но есть в комедии Фонвизина и светлые моменты, которые противопоставляются поднимаемым проблемам. Если Простаковы являются воплощением всех пороков того времени, то такие персонажи как Софья, Стародум и Милон – представители плеяды персонажей, которые способны спасти Россию своими лучшими качествами. Старое поколение, которое обладает разумом и честью, и молодое поколение, которое стремится к знаниям, справедливости и настоящим чувствам, являются положительными персонажами и имеют возможность противостоять страшным жизненным явлениям.

Именно они становятся показателями лучших качеств и способны решать проблемы, работать над ними и бороться с негативными явлениями. Никакие козни Простаковой не позволяют Стародуму оставить племянницу в их цепких руках. В итоге благодаря лучшим качествам человечества, выраженным в положительных героях комедии, справедливость восторжествовала.

Таким образом, все персонажи комедии Фонвизина "Недоросль" делятся на тех, кто является выражением пороков и проблем, и тех, кто становится показателем лучших качеств и способен эти проблемы решать. Эта комедия является уроком для нас, чтобы мы не повторяли ошибки прошлого и стремились к развитию своих лучших качеств, к знаниям и справедливости, чтобы спасти мир от нравственного упадка и деградации.

2 вариант

Денис Иванович поднимает проблемы актуальные для своего времени. Дворянство имело ряд собственных пороков, которые автор очень хорошо раскрывает. Помимо этого, писатель касается такой темы, как воспитание. Всё в сумме дает понимание, почему мы сталкиваемся с тем обществом, которое нас окружает. В центре всего стоит проблема нравственного и морального упадка, а также невежества и безразличия. Все эти моменты очень сильно отражаются на жизни окружающих людей.

Проблема воспитания ярко раскрывается на примере семьи Простаковых. Знакомясь с этой семьей, очень сложно понять, где находится глава семейства. Складывается такое впечатление, что отцу всё безразлично. Он ведет себя отстраненно и безвольно, все бразды правления отданы в руки матери. Она заняла статус главы в этой семье, и сама все решает. Она души не чает в своем сыне и не позволяет ему перетруждаться. Она нисколько не задумывается о том, что из него вырос лодырь. Митрофанушке хочется все время отдыхать и не напрягаться. В таком исходе виновата мать. В первую очередь проблема в том, что у нее самой сложный и деспотичный характер. Она хочет, чтобы ее сыночек всегда был в поле зрения. Чтобы ему жилось спокойно и радостно, но при этом не надо было прилагать ни капли усилий. Этим она сгубила сына. Она даже не могла подобрать ему нормального учителя.

Социализация индивидуума проходила неправильно. Мать воспитала сына так, что он никому ничего не должен. Однако, ему все должны. Она передала своему ребенку, что знала и понимала сама. Невежа способна вырастить только невежу. Это закономерно.

Нравственный упадок характерен для дворянского рода. Проблема состояла в том, что дворяне чувствовали себя выше остальных. Их сгубила власть и вседозволенность. Подопечные ничего не могли им противопоставить, что привело к развитию деспотизма. Безнаказанность и свобода действий породили таких наглых, самовлюбленных и жестоких деспотов. Разумеется, они воспитывали своих детей в такой же атмосфере. Те, в свою очередь, воспринимали такое поведение как само собой разумеющееся. Так работает цепная реакция. Автор поднимает проблему деградации. Ранее дворяне отличались благородством и добродушием, теперь эти качества ушли в небытие. Такое понятие, как уважение окружающих людей перестало существовать. Теперь только существует понятие эгоизма. Митрофанушка не сможет стать нормальным и высоконравственным человеком. Его родители оставили только два пути: путь безволия и слабохарактерности (по отцу) или путь хитрости и лжи (по матери).

Рассуждение

Одним из известных писателей, чье творчество до сегодняшнего времени является актуальным, является Денис Иванович Фонвизин. Проблемы, затронутые в произведениях этого автора, до сих пор являются предметом для спора.

Произведение «Недоросль» собрала в себе кучу проблем, это связанно и с воспитанием, с образованием, а так же невежество по отношению к окружающим. Множество пороков собрала в себе семья Простаковых, чье поведение на сегодняшний день можно заметить во многих людях.

К примеру, мать Митрофанушки, дала воспитание своему отпрыску такое, что он не желает учиться, ему хочется поскорее жениться. Она с детства привила ему лень и избалованность. Его мать сама не имела абсолютно ни какого образование, соответственно свое дитя она воспитала так же. Единственное чему она могла научить своего ребенка, это любовь к деньгам. Ведь ради денег эта барышня была готова на многое. Автор подчеркивает, что за деньги она может совершить любую подлость. Конечно такое поведение сына, считалось нормальным для его матери. Но не для окружающих его людей. Любовь матери всегда оправдывала поступки своего любимого сыночка.

Проблема, которую затронул Денис Иванович в этом произведении, была в том, что люди не видят, что происходит у них под носом. Пока это не доведет до плачевного состояния и не выйдет из под их контроля. Фонвизин этим произведением показывает, что люди не могут критически к себе отнестись и не хотят избавляться от собственных недостатков.

Еще одной не менее важной проблемой этой комедии было отношение к крепостным. Хозяйка дома Простакова, относится к своим подопечным очень грубо, разговаривает с ними надменно.  В то время как к своим гостям она обращается очень ласково.  Ее поведение говорит о ее нравственном воспитании, она считает, что если обращаться с господами ласково, то можно получить от этого хорошую выгоду.

Несмотря на то, что крепостничества как такового уже не существует, лицемерное поведение и алчность все еще присущи людям. Впрочем, как и неравенство по социальному положению.

Автор очень часто высмеивает в своем произведении интеллектуальный уровень дворянства. Самым ярким примером становится семья Скотининых-Простаковых. По сравнению с Европой, уровень образования дворян в России имел огромное колоссальное различие.

Этим произведение Д.Фонвизин, хотел подчеркнуть невежество и деспотизм, которые на самом деле имеет очень большое значение в дальнейшей жизни страны. По мнению автора только правильное образование может быть спасением от грозящей беды. Которая, может произойти вследствие недостаточного уровня интеллектуального образования. Денис Иванович считал что эта проблема может привести к деградации дворян, а ведь в их руках находится власть.

Проблемы в произведении Недоросль

Фонвизину довелось жить и творить во времена эпохи Просвещения. В его литературных творениях жизнь показана без прикрас и домыслов. Комедия «Недоросль» была создана в 80-е года 18 века. В упомянутом произведении автор затрагивает острые социальные проблемы, которые не потеряли актуальности и сегодня. Так в чем же они заключаются?

Первая проблема заключается в воспитании молодежи. Недорослями в царской России называли молодых дворянских господ, которые не удосужились получить должное образование. Недоучкой был и юный Митрофанушка. Юноша не заботится о собственном будущем: жизненные цели отсутствуют полностью, поэтому учеба для него бесполезное занятие.

«Не хочу учиться, а хочу жениться» - заявляет отпрыск родителям. Но необходимо понимать, что необразованным Митрофанушка стал не по собственной воле, а из-за окружающих людей. Мать сильно балует любимого сына, разрешает ему не посещать занятия. Да и сама Простакова никакого образования не получила, поэтому женщина несерьезно относилась к учебе отпрыска. А педагогам платила, только потому, что это было приято в дворянской среде.

Отец Митрофанушки стал человеком, который прячется за спиной  жены. У Простакова нет даже своей точки зрения, ведь с такой супругой проблем у него не будет. Дядюшка юноши постоянно и во всем ищет собственную выгоду и любит исключительно деньги. Как могла воспитать Митрофана такая семья? Автор жалеет героя, ведь его вины вовсе нет, нужно винить лишь общество.

Вторая проблема заключается в крепостном праве. В самом начале комедии видно отношение Простаковой к крестьянам: у нее всегда найдется и время, и силы, чтобы их наказать. Фонвизин красочно описал произвол, происходящий в именье. Автор убежден в том, что не уровень воспитания повлиял на жестокость дворянского сословия, а власть, которая была дарована им государством. Но произведение все же заканчивается торжеством справедливости: Простаковы теперь не имеют никакого права распоряжаться крестьянами, а простаковское поместье теперь собственность империи. 

Третья проблема – дворяне не имеют понятий о нравственности и человеческих ценностях. Госпожа Простакова двулична: к крестьянам относилась как к вещам, а к приглашенным в дом людям – с вежливостью и учтивостью. Это лишний раз подтверждает, что для большей части дворян понятия чести, совести, добропорядочности не существует. Все качества затмила жажда власти. Но комедия не лишена положительных персонажей. Милон и Софья, Стародум и Правдин – все они умны и образованы, борются за честность и справедливость. Автор убежден, что именно эти герои  спасут общество от дальнейшего раскола и разложения.

Фонвизин сатирически высмеивал несправедливость и деспотичность помещиков. Но вот крепостное право изжило себя, а безнравственность и невежество из общества никуда не исчезли – вот почему произведение до сих пор актуально.

Проблемы в комедии Недоросль

Проблемы в комедии Недоросль

Несколько интересных сочинений