Анализ комедии Гоголя Женитьба

История создания

Гоголь принялся за работу над этой комедией которая называлась " Женихи" в 1833. В мае 1835 году он прочел некоторые отрывки из этой пьесы Погодину. И приблизительно в это время появилось название «женитьба». Полностью писатель ее дописал за границей 1841 году для сборника сочинений. Гоголь хотел отдать эту пьесу в театр, и его мечта сбылась. Первая премьера состоялась 1842 году в Питере, и второй спектакль в Москве в 1843 году.

Жанр: комедия

Сюжет

Часть I

Произведение начинается с того, что Иван Кузьмич Подколесин, работающий надворным советником, решил жениться. Он решил обратиться со своей просьбой к свахе, после трёх месяцев, когда Иван Кузьмич купил чёрный фрак, и лучшую ваксу для ботинок, пришла сваха Фекла Ивановна и начала нахваливать кандидатуру Агафьи Тиховны – купеческую дочь, которая грезила выйти замуж за дворянина, с её приданным, а именно: каменный дом в Москве, два флигеля, большой огород, это было очень просто, поэтому Фекла сказала нашему герою не терять времени и, хотя бы познакомиться с девушкой. Но была проблема Подколесин был уже немного стар, “у него седой волос уж глядел”. Когда эту фразу сказала Сваха, Иван Кузьмич сильно встревожился и начал рассматривать себя в зеркало, но в этот момент в комнату вошёл Кочкарёв, он узнал о будущей свадьбе своего товарища и решил лично заняться этим вопросом. Кочкарёв начал торопить Ивана, сам Подколесин не хотел делать всё быстро, тогда Кочкарёв начал описывать все прелести женитьбы, позже ему удалось убедить друга, и они пошли к невесте.

В это время Агафья гадала на картах. Она настолько мечтала выйти замуж за Дворянина, что стыдилась своего статуса купеческой дочки, но её тётя Арина Пантелемейновна, напомнила о том, что покойный отец девушки, презирал стыдившихся своего статуса купца. Тётка была уверена, Фекла не найдёт Агафьи мужа, так как Фекла заработала репутацию лгуньи.

Вошла Фекла и сказала, что едут шесть дворян, если же они не понравятся девушке, они сразу же уедут.

Сваха описывала женихов, Балтазар Балтазарович Жевакин был моряком, но в тоже время был беден, Иван Павлович Яичница был очень важным, но Агафье не нравилась его фамилия. Никанор Иванович Анучкин, деликатен, мягко характерный, он желал от невесты, хорошую внешность, воспитание и умение говорить по-французски. Акниф Степанович Пантелеев тихий и скромный, но пьющий. А о Подколесине сваха промолчала.

Иван Павлович Яичница пришёл первый и решил сверить приданное с записями, потом пришёл Анучкин приняв Ивана Павловича за отца девушки, потом пришёл Жевакин и наконец пришли  товарищи Подколесин и Кочкарёв. Девушка сконфузилась и ушла в свою комнату, а Кочкарёв пообещал отогнать всех женихов, если Иван Кузьмич решит женится.

Часть II

Агафье было сложно выбрать жениха, она хотела взять всё хорошее из женихов и получить “Идеал”, но в её размышления прервал Кочкарёв, который посоветовал прогнать всех кандидатов, оставив только Ивана Кузьмича, в дверь постучали и Кочкарёв решил удалиться, позже зашёл Яичница, Агафья с ним поговорила, после того как Жевакин и Анучкин тоже зашли в комнату, они все были прогнаны из покоев невесты, тем временем Кочкарёв не терял времени и начал врать всем женихам, Яичнице он сказал, что дом заложен, а у Агафьи не гроша за душой, Анучкину, что девушка не говорит по-французски, а вот Жевакин не отказывался ни в какую, но после обещания найти новую жену, лучше Агафьи, он отказался.

Вроде всё Подколёсин единственный претендент на руку невесты, но после беседы с Агафьей, Иван Кузьмич решил подумать о плюсах и минусах брака и испугавшись он решил сбежать через окно.

Никто не понял куда делся жених, но, когда все всё поняли, Арина Пантелеймоновна обвинила Кочкарёва в подлости, на которую их дворянства  хватает.

Тема: борьба парней за девушку, боязнь что после их женитьбы жизнь изменится. Произведение выстроено четко по плану. Все обыграно вокруг главного события.

Герои: Дуняшка, Степан,  Стариков, Анучкин, Кочкарев, Подколесин, Фекла, Пантейлемоновна, Жевакин, Купердягина, Жевакин.

Композиция

Композиция пьесы закольцована: у пьесы одинаковое начало и конец. Интригу комедии Манн Ю назвал миражной. " Миражность" и закольцованность передают сущность и свойства русской жизни.

Вариант 2

Вся пьеса Николая Васильевича описывает поведения героев, которые готовятся к потенциальному браку. К дочери купца по имени Агафья Тихоновна приходят свататься разные женихи, в том числе и Подколесин. У девушки стоит цель – выйти замуж за дворянина. Подколесин очень ленив и нерешителен. Его свахе и другу по фамилии Кочкарев приходится затратить множество усилий только для того, чтобы уговорить герой поехать и посмотреть на невесту. Тот всё время лежит на диване и размышляет, а как это может быть. Он боится перемен. Герой не знал, что к Агафье набиваются еще несколько женихов. Каждый имеет свои условия: один требует приданое, другому необходимо, чтобы жена имела знание французского языка.

Кочкарев умело создает такие условия, в которых Подколесин остается единственной кандидатурой на мужа Агафьи. Девушка выбирает его. В один момент другу надо было отправиться по делам. Жених же, измотанный терзаниями, связанными с нерешительностью, попросту сбегает через окно. В этом произведении пересекается комизм и трагичность ситуации. В этом можно увидеть разнообразие типажей общества русских людей.

Произведение знакомит читателя с людей, которые представляли разные сословия и работали на разных должностях. Тут фигурируют: и дочь купца, офицер в отставке, советник, моряк, свахи. Кого только нет. Главная героиня Агафья Тихоновна желает стать дворянкой, поэтому ее желание вступить в брак с представителем дворянства очень даже закономерно. Девушка не озабочена внутренним содержанием своего избранника, поэтому опирается только на внешность. Ее все время что-то не устраивает. То нос, то губы не те. Ей хотелось бы видеть нечто среднее между всеми претендентами.

Подколесин – очень нерешительный персонаж, он не способен ни на какое действие, очень инертен и инфантилен. По началу он постоянно лежит на диване и откладывает всё на потом. Позже он начинает думать, стоит ему жениться или нет. Как так: сначала неженатый, а теперь женатый. Впоследствии он сбегает из-под венца, что самое ироничное в этой ситуации, подобное поведение более характерно для женщин. Данный факт подчеркивает женоподобность персонажа. В нем нет мужской воли и внутреннего стержня. Он не способен содержать и заботиться о собственной семье.

Кочкарев же является полной противоположностью Подколесину. Он очень активен, не может сидеть без дела и наблюдать за происходящим.

Анализ комедии Женитьба Гоголя

Анализ комедии Женитьба Гоголя

Несколько интересных сочинений