Анализ сборника Миргород Гоголя

История создания

Гоголь написал рассказы в 1835 году и объединил их в один сборник. Есть мнение, что это было в феврале. У всех рассказов есть кое-что общее: во-первых, персонажи — реальные украинцы или родственники автора. Во-вторых, все истории были основаны на украинском фольклоре. В-третьих, рассказы можно читать по отдельности. Известно, что во время работы над произведением писателя заинтересовала история. В сборнике автор передал собственные грустные мысли об изменившейся жизни в Малороссии.

Жанр и тема

Жанр: классическая проза, русская классика.

«Миргород» — продолжение «Вечера на хуторе близь Диканьки». Как и в «Вечерах», писатель показывает жизнь украинских крестьян и казаков, рассказывает про малороссийских помещиков.

Основные персонажи

В каждой повести свои герои. «Старосветские помещики» — Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович. «Тарас Бульба» — Тарас Бульба, Остап и Андрий. «Вий» — ведьма и Хома Брут. Последняя повесть — Иван Иванович и Иван Никифорович.

Композиция

В произведении писатель показывает читателю проблемы общества. Автор выступал против порядков, которых придерживались старосветские помещики. Например, вникая в образы Ивановича и Никифоровича, читатель понимает, что данная ситуация — абсурд. Из рассказов можно понять, что высмеивал Гоголь чиновников, которых заботила лишь выпивка. Выстроенная композиция говорит о восприятии писателя реальности.

Сюжет

Старосветские помещики

В далёком поселении проживал Афанасий Иванович Товстогуб со своей женой Пульхерией Ивановной. Урожай их земель был настолько богат, что они не замечали, как ворует приказчик. У старика и старухе детей не было, они очень сильно любили друг друга. Парочка всегда была рада гостям. Так проходила жизнь. Однажды любимая кошка Пульхерии убежала в лес. Вернулась спустя нескольких дней, но потом навсегда бесследно исчезла. Старушке показалось, что за ней пришла смерть, загрустила. Ключница обещала смотреть за её мужем.

Старушка умерла. Прошло пять лет. Дом уже не тот, что был раньше. Афанасий состарился. Ощущение потери дорогого человека не покидало его до сих пор. И вот, гуляя по саду, хозяина имения тоже настигла смерть. В самые последние минуты жизни он услышал голос Пульхерии и очень хотел, чтобы его похоронили именно возле неё. Дом опустел, имущество растащили мужики.

Тарас Бульба

Остап и Андрий, отучившись в Киевской академии, отправились домой. Их отец, казацкий полковник Тарас Бульба, отправил Остапа и Андрия на Запорожскую Сечь. По его мнению, это пойдёт на пользу сыновьям. Поехал и Тарас, чтобы познакомить их со своими товарищами. Андрий во время дороги погрузился в мысли о красивой полячке, которую встретил в Киеве.

Остап и Андрий веселились в Сечи. Тарас не был в восторге от этого образа жизни. Он толкнул казаков выбрать нового кошевого, которого уговорил организовать поход на Польшу. Начались бои на юго-западе Польши. В сражениях братья стали настоящими воинами. Город Дубна с внушительной казной перешёл под контроль казаков. Захватчики уничтожали окрестные поселения и неубранные хлеба. Андрий и Остап были против этого. Ночью пришла к Андрию служанка его любимой женщины с плохим известием. Панночка и её умирающая мама находятся на оккупированной территории. Они нуждаются в помощи. Андрий благодаря служанке добрался в Дубну, где встретился с любимой. Он настолько крепко её любил, что отвернулся от родного отца, брата и товарищей.

Тарас, узнав о предательстве, собрал войско и убил Андрия, но получил тяжёлое ранение. Его отправили в Сечь. В результате сражения Остап попал в плен к врагу. Когда Тарас восстановился, он проник в Варшаву с целью выкупить из плена Остапа, но его намерениям не суждено было сбыться: сына казнили на главной площади. Разгневанный отец, который лишился своих сыновей, повёл войско в атаку на Польшу. Проливалась кровь поляков. Несмотря на то, что вражеский гетман сдался, безжалостный Бульба продолжил громить Польшу. Позже казачий полк окружили польские войска. Враг взял в плен Тараса и сжёг его заживо.

Вий

Ритор, философ и богослов, дождавшись каникул, стали зарабатывать в городах и сёлах песнопениями. Одну ночь герои провели на хуторе, не подозревая, что хозяйка — ведьма. И вот, ведьма воспользовалась философом как самолётом, взлетев вместе с ним. Хома Брут молился и, дождавшись нужного момента, атаковал нечисть бревном. Ведьма слетела вниз и вдруг стала молоденькой красавицей. В ужасе Хома вернулся в Киев. Но ректор приказал ему отправиться на хутор — у богатого сотника умерла дочь. Панна хотела, чтобы за неё три дня молился семинарист Хома Брут, о чём заявила перед самой смертью.

Герой прибыл с охраной на хутор и узнал в покойной девушке ведьму. Казаки это тоже знали. Брут начертил круг в церкви и первые две ночи молился. Перед его глазами летала ведьма в гробу, но не замечала семинариста. Наступила третья ночь. Ведьма покинула гроб, в церкви появилась нечистая сила, и панна захотела видеть Вия — главаря чудищ. Появился Вий и столкнулся взглядом с философом. Твари кинулись на Хому, и человек умер. Заорали второй раз петухи. Чудовища хотели сбежать, но не успели. Вместе с ними навсегда осталась в церкви ведьма…

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Ивана Ивановича, владельца крупного имения, можно назвать добрым человеком. Дети Гапки звали Ивана отцом. Он не помогал нищим, но и ничего плохого не желал. Иван любил ходить в гости и принимать подарки. Иван Никифорович, который жил по соседству с Ивановичем, не был женат. Они дружили, но характерами не были похожими друг на друга. Как-то раз Иван захотел купить ружьё соседа. Никифорович не захотел отдавать ружьё другу и обозвал его гусаком.

Дружба распалась. Никифорович взялся за стройку гусиного хлева напротив перелаза. Иванович обиделся и обрушил строение. Бывшие друзья обратились в суд. Спустя нескольких лет вражда лишь укрепилась. Город пытался их помирить, но безуспешно. Прошло двенадцать лет. Постаревшие Иванович и Никифорович продолжали «воевать» между собой и радовались только известиям из суда.

Анализ сборника Миргород

Анализ сборника Миргород

Несколько интересных сочинений