Сочинение Изображение помещиков в поэме Мертвые души Гоголя

Сатирические портреты в поэме Гоголя часто воспринимаются как шаржи. Нелепость персонажей преувеличена, доведена до гротеска.

Но карикатурные образы помещиков двойственны: с одной стороны, они вызывают смех, с другой ¾ грусть и сожаление. Вспоминаешь о А.С. Пушкине, который после безудержного смеха во время авторского чтения «Ревизора» со вздохом произнёс: «Боже, как грустна наша Россия!»

Чем вызван такой эффект? Я думаю, что, если всмотреться в каждого героя, мы поймём, что их наиболее яркие отрицательные черты ¾ продолжение положительных.

Слащавый Манилов. Разве в нём не были изначально заложены такие прекрасные качества, как развитое воображение, умение мечтать, желание, чтобы всё вокруг: и люди, и природа, и страна ¾ были идеальны? Чтобы люди становились верными друзьями с первой же встречи, а государство награждало бы их за это. Чтобы супруги сохраняли нежность отношений после десяти лет брака. Чиновники были душевными и благородными людьми, а помещик ¾ благодетелем своих крепостных. В какой-то момент всё это превращается в беспочвенную мечтательность, жизнь внутри своих грёз, неспособность к реальным делам.

Удаль, размах, решительность Ноздрёва удручают, когда оборачиваются глупой бесшабашностью, буйством, скандалами. Остаётся горько вздыхать, видя, как его стремление расшевелить всех, заинтересовать чем-то необыкновенным преобразуется в безудержное враньё, в умение устроить вокруг себя настоящий бедлам.

Богатырь Собакевич приобретает зверообразные черты, потому что его мощь и сила сосредоточены на заботе о собственном благе, охране своего мирка. А ведь в нём, больше чем в других персонажах, есть хорошее. С каким воодушевлением говорит он об уже умерших крестьянах: мастерах, работниках. Так может восхищаться чужим трудом только тот, кто искренно его уважает.

Хозяйственность Собакевича в случае с Коробочкой переходит в мелочную скупость и превращает её в ограниченное, вечно напуганное создание, живущее словно внутри сундука. И самый страшный пример деградации ¾ скряга Плюшкин, некогда рачительный хозяин.

Трансформацией человеческих качеств в ужасающие пороки порождено тяжёлое чувство, оставляемое нелепыми гоголевскими персонажами. Люди, наделённые изначально подлинно человеческими чертами, обращаются в отвратительные существа, смешные и жалкие, как сама их никчёмная жизнь.

Почему это происходит? Окружающая среда не даёт возможности развить лучшее в себе? Нет, ведь герои Гоголя ¾ дворяне, цвет общества. Им доступны все пути для развития. Я думаю, что у них нет настоящей цели в жизни. Их существование пусто, их качества нигде не применимы. Они деградируют, теряют всё человеческое, обращаются в карикатуру на самих себя. Вот почему так грустны смешные герои Гоголя.

Вариант 2

В поэме Н.В. Гоголь «Мертвые души» хорошо описывает реальную человечность зажиточных людей. Следовательно, в поэме «Мертвые души» рассказывается на что готовы люди ради богатства, несмотря на сложную жизненную ситуацию обычных крестьян.

Абсолютное недопонимание практического момента жизни, не бережливость замечаем у помещика Манилова. Правление личного поместья он целиком доверил своему приказчику. Ему главное была добыча, он не интересовался как зовут крестьян и сколько еще осталось в живых. Дом его стоял отдельно от всех, вместо прекрасного сада, вокруг дома было несколько берез. В принципе и в деревне не наблюдалось какой-либо зелени. Про его непрактичности рассказывает и общая обстановка дома, потому что возле прекрасной мебели находилось пара старых стульев.

Однако весьма яркое изображение личности Манилова мы видим в его разговоре и в манере общения. После произношения его речи он сам заметил, что запутался и ковырнул лишь своей рукой в воздухе.

Совершенно другое отношение ко всему у Коробочки. У неё «миловидная деревня», двор заполнен разновидной птицей, есть большие огороды с овощами, но также имеется фруктовые деревья. Имена своих сельчан она хорошо знает. Только неглупое развитие ее очень узок. В общем она невежественная, предубежденная. Коробочка не замечает дальше своего носа. Все происходящие новые новости она боится, ее нравится, когда все стабильно. Она считается обычным представителем небольших глухоманным помещиком, основных естественной обстановки. Её действие схожее с помещиком Собакевичем такое же стремление руководить и зарабатывать на этом с корыстью. Однако Собакевич весьма выделяется от Коробочки. По формулировки Н.В. Гоголя «дьявольский кулак». Тяга к обогащению пихает его на коварство, принуждает находить различные способы наживы. Следовательно, он отличается от остальных помещиков, он использует изыск – материальный налог. Его совсем не удивляет покупка либо продажа мертвых душ, а беспокоит только то какую сумму получит он за них. Существует еще один тип людей он отображается в помещике Ноздрева. Он абсолютная отличается от Манилова и Коробочки.

Помещик Ноздрев – шалун, любитель алкоголя и увлекался карточными играми. Он гуляка, забияка и обманщик. Хозяйство его в плохом состоянии. В хорошем положении лишь псарня. Финансы, получены от работы крестьян, он сразу проматывает, таким образом говорит о его моральном падении, не заинтересованность к обычным людям. Глубокое нравственное оскудение, утратил людское качество помещик Плюшкин.

Образ Плюшкина – вор, людей заставил глодать. Люди в тюрьме лучше жили чем его крепостные. Его люди умирали или сбегали из-за его отношения к всему происходящему. У Плюшкина работа остановилась, а привычный налог он все же собирал.

Плюшки и остальные помещики, показанные Гоголем, «вычеркнуты из жизни» считаются порождением конкретной общественной обстановки. Таким образом полностью показывает безнравственного крепостного порядка в поэме «Мертвые души».

Изображение помещиков в Мертвых душах

Изображение помещиков в Мертвых душах

Несколько интересных сочинений