Критика о повести Портрет Гоголя и отзывы современников

Это произведение Гоголя, написанное при сочетании проблем реальной жизни и элементов сюрреализма вызвало интерес у критики.

Белинский, в целом, назвал повесть неудачей Гоголя. Причем, о первой части произведения критик отзывался лучше. Он высоко оценивал, созданный писателем образ портрета, в котором видел нечто одновременно и ужасное и притягивающее.

Положительно отозвался Белинский и о юмористических эпизодах, присутствующих в повести. Сцены с полицейским, рассуждающим о живописи и матери, которая привела свою дочь к художнику, чтобы он нарисовал ее портрет, критик считал написанными в стиле Гоголя и соответствующими его таланту.

Однако вторую часть произведения Белинский оценил как искусственную и стоящую гораздо ниже первой в художественном отношении.

В отношении «Портрета», как, впрочем, и других повестей Гоголя, он отмечал смесь комического и трагического. При этом, отдавая дань первому из элементов, он хвалил писателя за правдивое изображение окружающей действительности.  

Оставшийся анонимным автор, в журнале «Отечественные записки» сделал упор на правку произведения, произведенную автором. По мнению оставшегося неизвестным критика, в ней есть подлинный реализм в изображении действительности. Оценивая первую и второю часть творения Гоголя, он стоит на тех же позициях, что и Белинский. Разница лишь в большей резкости негативных оценок, приведенных в журнале. Первую же несколько спасает лишь правдивое изображение окружающего нас.

По мнению журнала, Гоголь сам исказил хорошую идею, лежащую в основании повести. Добавление фантастического элемента, в виде страшного портрета, обесценила работу. Критик считал, что писатель должен был остаться на твердой почве реализма и написать историю о талантливом художнике, который погубил свой дар из-за пристрастия к успеху и деньгам.

В целом, один из ведущих журналов того времени посчитал, что в повести слишком много лишнего и искусственного.

Критик не отрицал и не умалял таланта Гоголя, но считал, что в данном произведении автор использовал его неправильно. Главной же ошибкой классика русской литературы он назвал неправильное понимание действительности, устаревшие понятия об искусстве и жизни. Другими словами, главная претензия была в несоответствии передовым идеологическим установкам.

Критик и историк литературы С. П. Шевырев выразил свое мнение о произведении в письме Гоголю. Он с большим пониманием отнесся к задумкам самого автора. В отличие от предыдущих критиков, Шевырев не требовал от Гоголя «бичевать пороки», а оценил новую тему. По его мнению, автор повести раскрыл связь религии и искусства, чего никто ранее не делал. При этом критик хвалил Гоголя за то, что тот в своем произведении показал возможность гармоничного сочетания хорошего знания своего дела с искусством. Это, по его мнению, удалось Гоголю, но оказалось не по силам немцам.

В целом, современная писателю критика больше внимания обратила не на художественные особенности повести, а на соответствие ее принципам реализма.

Критика о повести Портрет

Критика о повести Портрет

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Повесть о настоящем человеке

    Алексей Мересьев – летчик-истребитель, настоящий пример мужества и патриотизма. С ранних лет жизнь Алексея была непростой, его отец умер, и матери пришлось одной поднимать троих детей.

  • Анализ пьесы Островского Гроза

    Знаменитая и уникальная пьеса «Гроза» Островского была издана накануне великого события, отмены крепостного права. Это событие произошло в 1861 году.

  • Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского

    Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным писателем Валентином Распутиным в 1973 году. Действие произведения происходит в послевоенное время, когда многие люди жили бедно

  • Сочинение Творчество Анны Ахматовой

    Анна Ахматова является, пожалуй, самой значимой поэтессой серебряного века. Ее стихи по сей день не оставляют равнодушными даже тех, кто максимально далёк от прекрасного мира поэзии.

  • Главные герои рассказа Старый гений Лескова

    Главная героиня рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Маленькая старушка-помещица приезжает в Петербург, чтобы найти у местных властей управу на франта-должника. Старушка одолжила франту 15 тысяч