Лирические отступления в поэме Мертвые души Гоголя

Лирическое отступление — это такое место в произведении, где автор может напрямую пообщаться с читателями. Порассуждать на какую-то тему, навеянную ходом повествования, поделиться своими соображениями по этому вопросу. В поэме «Мертвые души», которая сама по себе является остросоциальной, писатель позволяет себе лирические отступления, где говорит об основных проблемах России.

В первой главе представлено рассуждение о «толстых» и «тонких» помещиках. Оно пропитано фирменной иронией Гоголя. Толстые, по его мнению всегда лучше умеют устраиваться в жизни, они надежно занимают важные и прибыльные места.

В пятой главе писатель восхищается силой и меткостью народного слова. Его поражает то, как живой и быстрый русский ум может обращаться со словами, рубить словом. Ни один язык в мире не способен вложить в одно слово столько жизни, столько силы, столько чувство. Одним словом может русский народ задеть за живое, достигнуть самого сердца.

В лирическом отступлении из седьмой главы Гоголь рассуждает о незавидном положении русского писателя. Читатели из высшего света очень взыскательны по отношению к качеству и чистоте книжной речи. При этом они сами часто плохо говорят на родном языке, допускают французский или английский акцент. Они не хотят ничего делать для родной речи, но при этом хотят язык чистый и благородный, без простонародных словечек.

Самое известное лирическое отступление о «птице тройке» располагается в одиннадцатой главе поэмы. В нем Гоголь поднимает тревожащую всех тему о судьбе России, о том, по какому пути ей нужно развиваться. Писатель уподобляет Русь лошадиной тройке, которая несется на огромной скорости, а управляет ею простой ямщик. Через образ ямщика Гоголь пытался донести, что от самого народа, прежде всего, зависит, как будет идти развитие страны. Россия очень самобытна, у нее есть свой особенный путь. Но один человек никак не сможет повлиять на ее судьбу, такая неукротимая сила никому не подвластна. Сам народ должен взять на себя ответственность за судьбу родной земли.

Лирические отступления в поэме помогают читателю немного глубже заглянуть во внутренний мир автора, посмотреть на общественные явления под новым углом. Ведь писатели и поэты чувствуют все гораздо острее.

2 вариант

Во времена Гоголя образованные люди во многом обучались на основе греческой античности. Основные произведения Гомера изучались довольно подробно и заучивались. Поэтому, когда рассматривается структура и наполнение поэмы в прозе Мертвые души, трудно не вспомнить про Илиаду и Одиссею.

Эти произведения представляют собой эпические поэмы и Мертвые души тоже – эпическая поэма. Автор берет на себя трудную работу описать вообще всю Русь, и первая часть поэмы является только началом, далее Гоголь предполагал также сделать «чистилище» и «рай», наподобие известного и тоже эпического произведения Данте. О чем говорит этот факт?

Дело в том, что автор использует общую эпическую канву, но подобно всем таким произведениям, он использует лирические вставки. По сути, в любом таком произведении содержание разбавляется различными лирическими вставками. Автор по ходу своего рассказа о таких глобальных делах как человеческие пороки и ситуация в обществе добавляет свои рассуждения, порой даже немного отвлеченные, которые могут включать в себя и мысли об искусстве и видения современной ему политики.

Довольно много посвящено русскому народу, эти лирические вставки нужно отметить отдельно. Гоголь видит русский народ своевольным и склонным к свободе, в частности такие характеристики проявляются в рассказе об Абакуме Фырове. Также Гоголь говорит о смекалке этого народа, его умении выражать точные мысли простыми словами.

Тем не менее, есть и эпизоды, которые рассказывают о трагической судьбе. К примеру, истории с Меняем и Митяем или девочкой Пелагеей. Такие истории вызывают в душах читателей сочувствие и глубокое понимание тяжелой судьбы закрепощенных людей.

Конечно, трудно обойти вниманием некоторые лирические вставки, которые стали практически классикой метафорического восприятия России. Русь-тройка – самый наглядный пример. Этим эпизодом завершается поэма и Гоголь тут выражает масштабность мысли, глубокое видение дела.

Помимо этого интересен также эпизод с описанием городских чиновников, которые сравниваются то с толстыми мухами, то с другими не особенно приятными существами. Тем не менее, автор тут не особенно и издевается над своими героями, в его словах есть усмешка, но он точно описывает ситуацию. Более того, если посмотреть на современное общество, то некоторые указанные Гоголем факты остаются актуальными до сих пор.

В завершение следует сказать про использование образа дороги, который пролегает через всю поэму и является стержневым. По этой дороге и едет Русь-тройка, а различные манифестации как бы одной и той же дороги представляют собой метафорическое описание разнообразия многогранного русского бытия.

Образец 3

В данном произведении мы можем следить за мыслями и чувствами автора касательно того, какой он видит свою страну, в лирических отступлениях, которых, к слову, в нем не мало. Большинство из них наполнено любовью и заботой к Родине и показывают негативное настроение Гоголя к таким понятиям, как несправедливость и «чиновничий беспредел». Здесь писатель мыслит крайне абстрактно, позволяя читателю на момент отвлечься от действий главного героя, и показывает суровую реальность «всей Руси без прикрас».

Лирическими отступлениями в произведении можно назвать те моменты, когда автор отходит от основной линии сюжета, при этом испытывая крайне сильные чувства, вызванные гневом, радостью или тоской по тому, что изменить в его любимой стране что-либо крайне тяжело. Здесь затрагиваются крайне важные и исключительные понятия, важные, пожалуй, для каждого человека. Например, в этих отступлениях, автор применят такие понятия, как «толстый человек» и «тонкий человек», «люди средней руки» и «люди руки большой», в них участвуют люди, которые любят поскандалить, поругаться, также люди, которые занимали большие должности и другие. Про всех них автор говорит всего в нескольких предложениях. Однако философский смысл, который присутствует в каждом из отступлений, заставляет читателя задуматься о тонкостях жизни того времени. Эти люди никогда не пересекаются с главным персонажем, и не помогают Гоголю создать единый образ его страны.

Рассказ поэмы самим автором и продвижение по кульминационным моментам произведения часто прерываются на моментах «разговора писателя с читателем». Например, в одном из самых богатых на эпитеты моменте, связанном с рассказом Чичикова о своей жизни и о том, как он рос и формировался как личность, автор очень часто сравнивает дорогу с будущим страны. Писатель подчеркивал, что дорога несет в себе дополненный смысл чего-то нового, ясного, и что просто смотреть на дорогу у него никогда не выходит, плеяда мыслей окутывает его сознание, погружая в пучину раздумий и размышлений

Также, используя внесюжетные вставки, автор показывал всю ситуацию, которая была привычна не только в том месте, где происходило действо произведения. Так было в большинстве городов, и все эти отступления были характерны и несли в себе собирательный образ. Проблема чинопочитания и страха «большой руки», разделение представителей власти на «толстых» и «тонких». Пишет Гоголь также о том, что «толстым дела даются лучше, нежели тонким». Также, автор рисует комичные портреты некоторых персонажей, таких, как, правитель канцелярии, которого сравнивает с существом, которое меняет свою форму и поведение в зависимости от того, какую должность занимает его собеседник.

Лирические отступления в поэме Мертвые души

Лирические отступления в поэме Мертвые души

Несколько интересных сочинений