Анализ пьесы Горького На дне 11 класс

Максим Горький не планировал писать эту пьесу - она возникла под влиянием неожиданного творческого порыва. Автор создал ее для актерской труппы Московского театра, выступавшей с целью обогатить культурой все слои общества. Наброски были готовы в конце 1901 года, и в 1902 году пьеса увидела свет.

Вначале он хотел назвать пьесу «Ночлежка», позже придумал название «Без солнца». В итоге он остановился на названии «На дне», ведь оно как нельзя лучше выражало суть произведения. Обитатели ночлежки оказались на самом дне жизни, в моральном, социальном, и финансовом смысле.

Жанр пьесы – социально-философская драма, своеобразный диспут между противоположными взглядами обитателей. Пьеса относится к направлению социального реализма. В произведении звучит мотив социального неравенства, вечного конфликта между богатыми и бедными. Композиция произведения линейная, все события автор описывает в правильной последовательности.

Суть пьесы – показать читателю каково это – быть на самом дне социума. Горький хотел привлечь внимание к этой глобальной проблеме безработицы, голода, нищеты, возникшей по вине властей.

Герои Горького – несмотря на положение, остаются личностями со своими индивидуальными чертами. Слесарь Клещ, абсолютно равнодушен к своей умирающей от чахотки мягкосердечной жене Анне. Картузник Бубнов, из-за развода потерявший свою мастерскую циничен и рассудителен. Сатин – образованный мужчина, при этом жулик, пьяница и картежник. Юная Настя, постоянно ищущая сочувствия, вынуждена торговать своим телом. Лука – пожилой старец, доброжелателен ко всем. Васька Пепел – вор, с большими планами на новую жизнь. Барон – в прошлом дворянин, осужденный за растрату, неглупый человек, прекрасно осознающий свои прошлые ошибки. Актер – добрый, но окончательно отчаявшийся мужчина, он тоже часто вспоминает о прошлой жизни. Алешка – молодой сапожник, он то и дело пьянствует. В пьесе присутствуют и хозяева ночлежки: Василиса и Костылев, которые относятся к бедным людям только как к способу заработка. Эпизодически в сюжете появляются: сестра Василисы Наташа – самый светлый человек, бойкая торговка пельменями Квашня и нечестный полицейский Медведев.

Главная тема пьесы, это несчастье отверженных людей. Помимо нее в произведении затрагивается еще несколько тем, таких как надежда подняться со дна и бремя судьбы, что свело героев вместе, и которое они не в силах преодолеть. Горький, устами героев развивает темы правды и лжи, смысла жизни, а также любви – ее очень не хватает.

Смысл пьесы в том, что каждый человек, опустившись на дно, продолжает оставаться человеком. Тяжелые обстоятельства могут сломать любого, и главное не скатиться в бесконечные сожаления, а продолжать идти вперед несмотря ни на что.

Произведение «На дне» подталкивает к выводу – жизнь продолжается для тех, кто стремится что-то изменить.

Страшная картина суровой реальности спровоцировала интерес у публики. Пьеса «На дне» вызвала противоречивые мнения, несмотря на это, произведение многие называют высшей точкой раскрытия авторского таланта.

2 вариант

Жизнь Максима Горького необычна. Посвятил он себя творчеству, его произведения глубоки по смыслу. Значительная книга писателя – это пьеса «На дне», написанная в 1902 году.

Основная проблема, являющаяся философской, в произведении – это спор о правде. Каждый из героев высказывает свою точку зрения, которая ему по душе. У всех персонажей разное мировоззрение, однако, большего внимания заслуживает мнение Сатина, который утверждает, что «ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека». Герой говорит, что человека надо уважать, а не жалеть. С этим трудно поспорить, ибо нужно верить в собственные силы человека, а не проявлять жалость. Поэтому человек должен рассчитывать на себя самого.

Антипод сатина – это Лука, являющийся сострадательным и добрым человеком. Он помогает всем тем, кто нуждается в поддержке. Герой вселяет своей ложью надежду на светлое будущее, которое, как видят читатели, в пьесе быть не может. Лука – искренний и отзывчивый человек, пытающийся сделать все возможное в помощь окружающим. Но загвоздка заключается в том, что добро его построено на лжи и обмане, которые лишь рисуют мир иллюзий. А это не всегда правильно, ибо постоянная ложь ни к чему хорошему не приводит. Конечно, «не всегда правдой душу лечат», но и построение обманного мира меняет человека, ослабляя его волю характера. А так быть не должно.

Поэтому стоит осознавать, что все зависит от человека. Быть сильным или слабым – это его выбор. И с принятым решением ему придется жить дальше. Лучшим, безусловно, является истина. Она не дает ложных мыслей и не строит иллюзий. Тем самым, Максим Горький хотел донести до читателей, что все зависит лишь от человека: примет ли он истину или нет.

В центре пьесы люди, оказавшиеся на социальном «дне», от которого выбраться крайне затруднительно, ибо герои не в состоянии принять самостоятельных решений, изменить хоть как-то свою никчемную жизнь. Горький обвиняет в своем произведении не тех, кто проповедует истину (Луку, Сатина), а тех, кто не может найти в себе силы противостоять невзгодам жизни. Такие люди считаются слабохарактерными. Они не хотят совершенствоваться, что-то менять, их волнует лишь сострадание, которое проявляется по отношению к ним от других членов «социального дна». 

Что же самое печальное в пьесе? Самое страшное и трагичное то, что герои недовольны действительностью, что их окружает. Они не могут принять мир вокруг них, осознать, что жизнь, которой они живут, не есть совершенство, это дно, падать уже некуда. Это самая глубь, из которой, как показывает Горький, нет пути обратно, ибо с такими суждениями, взглядами, действиями, сложно добиться приобщения к социуму.

Таким образом, Максим Горький хорошо продумал каждую деталь, он наделил персонажей своеобразными качествами, дабы показать, что люди безвольные, слабые, своим бездействием ничего не могут добиться. Горький призывает задуматься над тем, как не оказаться на «социальном дне». Не стоит опускать руки при первой наступившей преградой, не нужно отчаиваться. Главное верить в собственные силы и идти по жизни смело!

Краткий анализ рассказа На дне

Максим Горький написал данную пьесу  1902 году, но с названием сразу определится, не мог. «На дне» стало окончательным наименованием пьесы. Уже с самого названия становится ясно, что речь идет об упавших людях, которые находятся на дне общества и их возвращение к нормальной жизни под большим вопросом. Люди, интересующиеся русской литературой, могут заметить схожесть смысла об униженных людях с произведениями Достоевского, но Горький еще более прямо и правдиво раскрывает эту тему. 

В данной пьесе автор настолько правдиво и реалистично показывает мир опустившихся людей, что такого написания не встретишь больше ни в одной работе русского писателя. Интересная идея, поместить в одну ночлежку людей разных по сущности и положению в обществе. Каждый из этих людей думает и ждет лучшего от жизни.  Место, в котором находятся данные люди ни чем не лучше, чем подвал, но по- сути эти люди не виноваты в своём нынешнем униженном положении, они жертвы правил и режима, которые ломают человека и опускают на низа.

Автор не предоставляет читателю подробного описания и моментов из биографии героев, но достаточно и малого, чтоб понять главную идею Горького.  Героиня пьесы Анна, только и твердит о том, что всю жизнь прожила в нищете и в голоде и ходила только в обносках. Каждый жалуется на жизнь и на то, что она не справедлива. Автор хочет сказать, что если человек выбился из жизненной колеи, ритма, то ему без сомнений грозит участь оказаться на «дне», что влечет за собой унижение и, в конце концов, погибель.

В пьесе много упоминается слов о сущности человека, о том какой он должен быть на самом деле и для чего он предназначен. Такие рассуждения автора еще больше создают контраст между персонажами и между нормальными людьми и людьми, которые опустились.

Писатель в данной пьесе пытается дать понимание для читателя, что каждый человек хозяин своей судьбы и то, что абсолютно разные понятия, когда человек опустился на «дно» в связи с обстоятельствами и когда человек просто прекращает вести борьбу за лучшую жизнь и просто идет по течению. Жизненные ситуации, показанные в пьесе, и сейчас могут произойти с любым человеком, поэтому никогда нельзя сдаваться. 

Вариант 4

Пьеса, получившая в январе 1904 г. Грибоедовскую премию, была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра. Горький желал создать пьесы о босяках с двумя десятками действующих лиц. Мнения о пьесе были разные , кто-то восхищался творением Горького , кто-то же критиковал пьесу. Первая постановка была осуществлена 18 декабря 1902 г. режиссёром Станиславским, который в свою очередь исполнил роль Сатина в пьесе, и Немировичем-Данченко.

Прочитав название пьесы, мы не можем сразу дать четкий ответ на вопрос : «Какое дно Горький имеет в виду?». Именно этого и хотел писатель.  Он хотел , чтоб каждый в процессе чтения проявил фантазию и догадался , о каком дне идет речь.

Суть пьесы заключается в изображении писателем дна и его обитателей. М. Горький хотел показать через действующих лиц маргиналов, людей низших слоев общества , униженных жизнью , утративших свои моральные и духовные принципы. Рассуждая  о  любви, о ценностях жизни, споря на важные темы, они не понимают всей сути своих рассуждений. Их слова – пустой звук, который никак не влияет на изменение их судьбы.

В тексте сопоставлены разные философские позиции  и мнения. Именно это помогает читателю найти свою позицию,  понять, на чьей стороне он.

Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди равны и одинаковы. Все мы рождаемся с одинаковыми правами, все мы умираем. Разница лишь в нашем характере и воспитании. Именно от этого зависит наша реакция на определенные жизненные ситуации, восприятие нами мира и наше отношение ко всему, что нас окружает. Но в любой момент всё может измениться, в одну минуту можно потерять всё. Спустившись однажды на дно, не каждый сможет подняться обратно.  Когда человек теряет ценности, он сбивается с жизненного пути, как и герои пьесы.

Главная мысль пьесы в том, что любого человека можно сломать, каким бы сильным не был его характер. Виной всему человеческая лень, безучастность. Многие ссылаются на то, что общество должно помогать таким людям, направлять их по нужному пути. Но разве это так? Пока человек сам не поймет, что для него важно, а что нет, он никогда не изменит свою жизнь и себя.

На примере Героев пьесы можно увидеть бездействие и незаинтересованность в своей судьбе. Они погрязли в своём нынешнем положении, отговариваясь, что уже поздно что-то менять , несмотря на их возраст и пол.

Обитатели ночлежки мечтали о чуде, которое внезапно бы обрушилось на них и принесло новую жизнь. Так и происходит, к ним спускается Лука, который хочет подарить им новую, светлую жизнь, помочь им своим советом, своим словом. В ожидании от него каких-либо действий, а не слов, они так и не изменили свою жизнь. Бездействие губит людей, губит их жизни.  Каждый человек - хозяин своей судьбы. Только ему решать, что будет с ним завтра. Как бы не было тяжело, сколько бы трудностей не преподносила жизнь, никогда нельзя сдаваться.

11 класс

Анализ произведения Горького На дне

Анализ произведения Горького На дне

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Мой папа самый лучший друг

    Моего папу зовут Аркадий. Он работает на хлебозаводе шофером. Каждое утро он развозит горячий хлеб и булочки по магазинам

  • Отзыв о романе Герой нашего времени Лермонтова 9, 10 класс

    Роман «Герой нашего времени» - одно из первых произведений русской литературы, написанное с помощью метода критического реализма. Несмотря на данное обстоятельство, Михаил Юрьевич Лермонтов удачно заимствовал некоторые

  • Сочинение Мое хобби

    Когда мне было около пяти лет, мой отец принес в дом несколько иностранных монет, которые ему подарили на работе. Тогда он сложил их в тяжелую железную банку из-под кофе, которые были так популярны лет пятнадцать назад, и поставил на одну из полок шкафа.

  • Сочинение на тему Котенок и клубок ниток

    Самым замечательным подарком для меня был маленький пушистый котенок. Я сразу дал ему кличку Кузя. Пушистый черный комочек без устали носился по комнатам и играл со всеми предметами, что нас очень веселило

  • Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс (описание)

    Сочинение для 9 класса. В мировой литературе часто можно встретить момент, когда мастера кисточек и полотна, воодушевленные прочитанными стихами, начинают писать свой очередной шедевр