Литературное направление рассказа Старуха Изергиль Горького
Старуха Изергиль является одним из наиболее известных произведений Горького и, безусловно, данное произведение отыскало немало отзывов критиков, которые стремились как-то описать данное творение. Как правило, двумя превалирующими мнениями были: романтизм и символизм.
Кто-то писал про революционный романтизм, другие про новый виток западно-европейского символизма через уникальную работу автора. Так или иначе, эти детали не имеют такого существенного значения, так как все равно ставили Горького в определенные рамки, которых, вероятно, он хотел избежать. Об этом вполне возможно заключить из самого произведения.
Как известно, определить – значит ограничить и далее не особенно хотелось бы ограничивать произведение Старуха Изергиль и загонять эту действительно грандиозную повесть в какие-то рамки. Тем не менее, такое доступно далеко не каждому, поэтому постараюсь сделать возможное, к примеру, рассмотреть Старуху.. как произведение постмодернистическое.
Собственно постмодернизм как эпоха, по мнению исследователей, начинается в 20-е года предыдущего века и может казаться довольно глупым говорить о каком-то постмодерне в 1895 году, когда была написана Изергиль. Однако, возможно, более целесообразно выглядеть глупым чем обыденным и поэтому отметим некоторые существенные факты. Старуха Изергиль вполне может претендовать на наличие хотя бы зачатков потмодернизма, хотя такое кажется совершенно невозможным по определению.
Итак, для начала возьмем идейную составляющую, которая во многом почерпнута Горьким у Ницше – философа где-то на столетье опередившего свою эпоху, философа, который оказался как никогда актуальным в эпоху постмодерна. Фигуры главных героев, которые обитают в пространстве притчи, размышление о предназначении человека – все подобные детали намекают на произведения и идеи Ницше.
Далее следует указать на саму структуру произведения, которое как бы соткано из лоскутов – типичный прием постмодернизма, когда история строится из обрывков и цитат и в итоге становится чем-то целостным. Такая манера повествования похожа в действительности на поток мысли, которая протекает в голове простого человека, да и, по сути, читатель именно такой поток и наблюдает. Ведь повесть является ни чем иным как потоком сознания старухи, которая вперемешку со сказками и притчами вспоминает истории собственной молодости.
Многие критики Горького писали о его Старухе как своеобразном упреке современникам, революционном произведении для вдохновения своего времени. Однако, на мой взгляд данное произведение является вневременным и не поддается точным определениям, подобно тому как революция является не событием историческим, а состоянием духа.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Система образов в пьесе На дне
Максим Горький не описывает биографии героев, однако по отдельным деталям и моментам произведения, вырисовываются образы обитателей ночлежки. При всем многообразии персонажей, все они описаны очень ответственно.
- Сочинение по рассказу Темные аллеи Бунина
У Бунина был свой, отличающийся от других писателей, взгляд на такое светлое чувство, как любовь. Персонажи его произведений, как бы сильно не были друг к другу привязаны, как бы сильно друг друга не любили,
- Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова
Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.
- Сочинение Береги платье снову, а честь смолоду
Пока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу.
- Лирические отступления в поэме Мертвые души Гоголя
Лирическое отступление — это такое место в произведении, где автор может напрямую пообщаться с читателями. Порассуждать на какую-то тему, навеянную ходом повествования, поделиться своими соображениями по этому вопросу