Конфликты в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

"Горе от ума" — трагикомедия Грибоедова, ставшая культовым произведением, многие из цитат стали афоризмами, вошедшими в историю.

В своей комедии в стихах Александр Сергеевич поднимает проблему необразованности русского народа, в особенности взрослого, "минувшего", поколения, а также исчезновения русской культуры и обилия французской, против чего выступает его главный герой.

В данном произведении Грибоедова возникают внутренние и внешние конфликты главного героя — Александра Чацкого, являющегося персонажем-резонером Грибоедова.

Внутренний конфликт Чацкого заключается в непонимании, почему Софья предпочла ему Молчалина, который гораздо глупее и не любит разговаривать. Александр размышляет, почему никто его не понимает, и его мнение не совпадает с мнением большинства. Несмотря на то, что фамусовское общество не принимает Чацкого, он не является "лишним человеком", ведь в Москве все таки есть умные люди, упоминаемые гостями Фамусова, например двоюродный брат Скалозуба.

Внешний конфликт происходит у Чацкого с фамусовским обществом и в особенности с Фамусовым, отцом Софьи. Фамусов придерживается старых, консервативных взглядов. Он считает, что книги — зло, и, будь его воля, он бы всё книги сжег. По его мнению, каждый юноша должен отслужить, а не образовываться, а идеи Чацкого позорны.

Основными конфликтами в "Горе от ума" являются любовный и общественный. Общественный конфликт идет между "веком нынешним" прогрессивными взглядами и "веком минувшим" со старыми устоями. Любовный конфликт развивается между Софьей, Чацким, Молчалиным, субреткой Лизой и Петрушей. Чацкий любит Софью, она же любит Молчалина, который делает вид, что это взаимно из-за богатства ее отца, но на самом деле любит Лизу, служанку Софьи, которая влюблена в повара Петрушу.

В конце комедии Александра Чацкого фамусовское общество объявляет сумасшедшим, каждый пускает все больше и больше сплетен и слухов, интрига Молчалина раскрывается для всех главных героев, но Чацкий просто уезжает на карете из-за обилия разгогласий и невыносимого нахождения в имении Фамусова, и каждый остается при своем мнении.

Вариант 2

Конфликты в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» являются основной движущей силой повествования.  Можно даже сказать, что конфликт в его разнообразных проявлениях выполняет в ней смыслообразующую функцию.  Ведь и постигшее в конце главного героя «горе», когда он, потерпев фиаско в сердечных делах, вынужден попросить карету и срочно удалиться,  есть не что иное, как попытка уйти от конфликта, а точнее – от многих конфликтов разом.

Итак, главный герой – Александр Андреевич Чацкий – находится в центре множества конфликтов. Именно он, Чацкий, –  не такой, как все прочие. Это он резко выделяется из толпы своим живым и острым умом, который все замечает, все анализирует, все и вся критикует и который просто-напросто мешает герою жить.  

Главная причина того, что Чацкий со всеми не в ладу, заключается в том, что Чацкий не живет, как все, он – иной. Его ум смущает его душу, он раздираем внутренними противоречиями, его постоянно куда-то тянет, куда-то влечет и он постоянно чего-то ищет.  Итак, конфликт № 1 – Чацкий против толпы, Чацкий против всех. Такой конфликт можно классифицировать, как конфликт личности и общества.  А конфликт №2 – внутренний конфликт героя с самим собой.  

Кроме того, можно выделить межличностные конфликты:  Чацкий и один из героев. Например, Чацкий  – Фамусов, Чацкий – Молчалин,  Чацкий – Скалозуб.  Даже с Софией, в которую Чацкий влюблен, возникает нешуточный конфликт.  Причина всех этих конфликтов заключается не в том, что кто-то умнее, а кто-то глупее, как могло бы показаться. Нет ничего проще, чем рассудить, например, так: Фамусов – глупый, ограниченный папаша, который не может понять и принять умного, мыслящего Чацкого, не может понять, что Чацкий – это лучший жених для его дочери.  Да только ничего подобного! Фамусов не хочет такого зятя, и это его право, да он, если хорошо подумать, еще и  прав, тем более что и София Чацкого не любит. Скорее всего, конфликт Чацкий – Фамусов возникает и развивается из-за того, что ума не хватает обеим сторонам. 

То же самое можно утверждать и о конфликтах Чацкий  –  Молчалин и Чацкий – Скалозуб.  И пусть Скалозуб действительно туповатый вояка, но если Чацкий умен по-настоящему, то почему бы ему, более умному, не проявить снисхождение? Значит, причина все же не в уме, а в характере.  Чацкий – слишком  резок, горяч и прям. Им движет юношеский максимализм, тогда как, например,  Молчалин – слишком податлив, гибок, тих, расчетлив, скрытен. Фамусов, его дочь София, Молчалин и Скалозуб – типичные приспособленцы, чего никак нельзя сказать об идеалисте Чацком.

Помимо вышеназванных конфликтов можно указать еще на конфликт поколений. Здесь центральной фигурой является Фамусов. Он находится в перманентном конфликте с дочерью (конфликт отцов и детей) и с Молчалиным.  С Молчалиным у Фамусова, образуется конфликт не только поколенческий, но еще и конфликт на почве отношений «начальник, благодетель – подчиненный, принимающий эти благодеяния». 

Сделаем вывод: корень всех конфликтов в комедии «Горе от ума» заключается в разнице мироощущений героев, а острый ум Чацкого сыграл в них роль своеобразного катализатора.

Сочинение 3

Грибоедов описал в своей литературной работе, что в начале XIX столетия в нашей стране случился раскол на две политические части. Возникли передовые аристократы, радеющие за преобразования социума. Их позицию представляет Чацкий. Другая сторона - традиционное дворянское сословие, показано в комедийном произведении в образе Фамусова и аналогичных ему персонажей. Основа конфликта строится на том, что у главных персонажей разные позиции на важнейшие проблемы социального прогресса.

Разногласие людей разных возрастов и взглядов происходит из-за отношения к крепостному праву. Сторонники консервативного общества любят управлять чужими судьбами. К примеру, состоятельная помещица Хлестова обращается с собственной невольницей буквально, как с собакой. Обеих она доставляет на светский ужин для своей радости и удовольствия, а следом говорит Софье, чтобы она передала им «подачку» с барственного стола.

Чацкий описывает своё позицию к подобному, в разговоре с самим собой - «А судьи кто?». Он описывает одного дворянина, который предпочёл псов собственным холопам, хоть они были послушными и не один раз его выручали. У него такого типа деяния порождают недовольство. Он представляется врагом рабовладельческого строя. В таком же плане у действующих лиц отличается позиция к образованию. Сторонники консервативного социума не хотят этого. С их точки зрения, избыточная информация пагубна.

Когда в народе идет молва о безумстве Чацкого, то все убеждены, что причиной этого стало его желание обучаться. Александр, напротив, представляется последователем просвещения, потому что оно совершенствует личности. Вдобавок, интересна позиция персонажей к службе. Московский социум уверен в том, что работать нужно лишь ради денег. К примеру, Скалозуб мечтает не о том, как сберечь родную землю, а как стать генералом.

Фамусов представляется «управляющим в казённом доме». Служба для него - это унылая повинность, но он не отправляется в увольнение, потому что его место позволяет неплохо пристроиться в жизни. Чацкий дает название такой цели одной небрежной фразой - «прислуживаться». Основной действующий персонаж думает, что добропорядочная личность должна, по большей части, давать благо людям, а не заботиться о своем достатке. Раньше он имел большую должность. Он мог подняться высоко по карьерной лестнице, но уехал, поскольку прислужливая публика не восприняла его идеи должным образом. Из всего этого следует, что и понимание преданности своей Родине у них разное. Фамусов нахваливает Москву за то, что тут ни одна живая душа не имеет желания изменяться. Александр именно за это критикует Москву, обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Но в любом случае она ему близка, потому что это его кровное место. Преданность своей Родине Чацкого состоит в его желании сделать государство более просвещенным.

Отсюда получается, что у А. С. Грибоедова получилось передать социальные разногласие между развитым и фамусовским сословием, оно было огромным. Эти люди не могли найти взаимопонимания ни по одной важной проблеме.

Конфликты в комедии Горе от ума

Конфликты в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького сочинение

    Основным персонажем произведения является Гришка Челкаш, представленный в образе опытного, ловкого и смелого вора.

  • Сочинение на тему Пришла весна

    Из года в год, устав от холодов, мы ждем первых лучиков солнца и весенней капели. С нетерпением проживаем зиму, с ее тянущимися вечерами, морозами, а иногда слякотью.

  • Сочинение на тему Озеро Байкал

    Каждый человек наделен способностью восхищаться природой. Пожалуй, мало найдется вещей в нашей обыденной жизни, которые могли бы мгновенно преобразить наш образ мыслей или текущее настроение.

  • Сочинение на тему Взаимовыручка 15.3 ОГЭ 9 класс

    Друзья – это люди, близкие не по крови. Но, благодаря сильной духовной привязанности, с ними порой возникает действительно очень крепкая связь.

  • Сочинение Сила материнской любви

    Мама – это близкий и родной человек, который дал жизнь, который готов отдать все ради того, чтобы ребенок был счастлив и здоров. Материнская любовь – безусловна, ведь мать не любит за поступки или за характер, она любит свое дитя всей душой