Анализ произведения Июльская гроза Платонова

Рассказ небольшого формата «Июльская гроза» вышел в печать в 1938 году. Сюжет произведения заключен в многочисленных эпизодах жизни брата и сестры, где есть место и радости и грусти.

Большая часть тем в рассказе затрагивает как детские мысли и впечатления, так и тяжелые трудовые будни крестьян, женской доли, не самой легкой в те времена. Весь сюжет рассказа описывается с точки зрения восприятия мира ребенком. Автор смотрит на мир и окружающую атмосферу его глазами.

Главная героиня произведения Наташа, хоть и маленькая, но ведет себя как настоящая женщина-крестьянка. Она старается заботиться о других, особенно о своем брате. Когда мальчик сильно устал, она готова взять его себе на руки и нести его остаток пути, только бы он не погиб и остался в живых.

Девочка рьяно защищает его от незнакомого и назойливого деда дважды. А уж если он попытается украсть у нее Антошку, она согласна его даже ударить. О себе же девочка предпочитает вовсе не думать, да ей и некогда. Все заботы и свою любовь она отдает Антошке. Наташа покрывает его своим платком, предполагая, что так она убережет его от любой опасности. Когда бабушка угощает ее блином, Наташа прячет его и кормит Антошку во время грозы, чтобы утешить мальчика, и он ничего не боялся.

Когда пошел град, девочка закрыла брата своим телом, а сама не думает о боли – главное, что Антошке хорошо и он не плачет. Наташа, будучи сама ребенком и на окружающий мир смотрит по-детски добродушно и открыто. Например, дуновение ветра она ощущает «всем телом и лицом», рожь на ее взгляд с грустью шумит. Когда наступает сильная гроза и девочка не может самостоятельно с ней справиться, она сильно кричит и зовет на помощь.

И помощь к ней приходит. На ее пути появляется старик, через которого автор передает внешний портрет девочки. У девочки задумчивый открытый взгляд, еще детский, но живой рот, полные щеки, высушенные ветром и выцветшие на солнце русые волосы. Из всего этого мужчина делает вывод, что когда Наташа вырастет, она будет хорошей крестьянкой и хозяйкой.

Антошке, ее младшему брату всего 4 года. Он, капризный ребенок, требующий к себе много внимания, требует, что сестра спрятала его от грозы и бури, называя ее полоумной. Он еще не умеет отдавать, а только брать и принимать на себя любовь и заботу окружающего мира.

Антошка совсем еще ребенок просится к матери, а Наташа, понимая это, еще больше проявляет заботы и любви к младшему брату. Блин, который она взяла у бабушки, девочка в утешение отдает брату, как бы взамен материнскому кормлению.

Несмотря на то, что Антошке страшно, детское любопытство перебарывает страх – он очень хочет увидеть грозу. Антошка, по-детски предполагая, что его положение становится безнадежным приходит к выводу, что нужно вырыть ямку и остаться в ней жить.

Еще одним из значимых персонажей является старик с добрыми, но бледными глазами. Несмотря на все тяготы и лишения в его жизни, он остается жизнерадостным и положительным со всех сторон человеком. Старик считает, что он счастливый человек, так как всегда сыт и не болен. Настоящее счастье он испытывает в момент спасения детей. Когда он понес их на руках, Наташа наблюдала, как на них сильно вздулись вены.

В рассказе «Июльская гроза» писатель через детей хочет показать, как на самом деле прекрасен мир, его запахи, звуки и доброта близких и даже посторонних людей. Человек, несмотря на все сложности и жизненные тяготы может быть счастливым, если на все что его окружает смотреть с нужной стороны. Надо уметь радоваться каждому моменту в жизни и помогать людям, попавшим в беде.

Анализ 2

Произведение относится по жанровой направленности к лирической прозе писателя и в качестве основной темы рассматривает размышления об истинном жизненном смысле сквозь призму детской психологии, воспринимающей окружающий мир глазами ребенка, а не взрослым сознанием.

Рассказ представляет собой небольшое по формату сочинение, сюжетная линия которого основывается на описании одного эпизода, произошедшего в жизни детей, являющихся родными братом и сестрой.

Главной героиней рассказа является девятилетняя девочка Наташа, отправившаяся в гости к бабушке с младшим четырехлетним братишкой Антошкой. Наташа представляется писателем в качестве ребенка с задумчивым, открытым взглядом и детским, но живым ртом, полными щеками, а также с высушенными и выцветшими под воздействием солнца и ветра русыми волосами. Антошка описывается в рассказе как капризный малыш, требующий к себе повышенного внимания и постоянной заботы.

Дорога к бабушке оказывается для детей непростой, поскольку солнце нещадно палило, а малыш быстро уставал и приходилось Наташе нести его на руках. Кроме того, детям все время чудятся незнакомые звуки и голоса, ощущающиеся злыми и жестокими.

В гостях у бабушки дети пребывают недолго, так как Антошка начинает проситься к матери, и даже не прощаются с бабулей. На обратном пути небо обволакивают грозовые тучи и обрушивается сильная летняя гроза с ураганным ветром. Малыши прячутся в ржаных колосьях, пытаясь дождаться окончания неутихающей грозы. Добраться до дома детям помогает случайно проходящий старик, взявший малышей на руки и отправившийся в их родную деревню.

Отличительной особенностью рассказа является описание природных пейзажей и явлений, которые передают чувства и переживания персонажей произведения. При этом смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении красоты и очарования окружающего мира, проявления людьми человечности, неравнодушия, взаимовыручки, понимания.

Писатель описывает события в виде удивительного знакомства детей с окружающей природой, порой проявляющей опасность и жесткость, а образ незнакомого старика представляется в качестве заботливого, доброго волшебника, проявляющего мудрость и способность исполнять любое желание. Для иллюстрации детского восприятия природных явлений автор применяет средства художественной выразительности в форме олицетворений, позволяющих отразить сознание ребенка.

Анализ произведения Июльская гроза

Анализ произведения Июльская гроза

Несколько интересных сочинений

  • Суриков В.И.

    12-го января 1848 г. в семье красноярского регистратора родился известный художник Василий Иванович Сурков. Первым кто заметил талант мальчика, был Гребной Н. В., который и начал обучать его искусству рисования.

  • Сочинение на тему Отдых

    Как-то всей семьей мы поехали отдыхать. Была чудесная погода, было тепло, и очень ярко светило солнце. Когда мы ехали в автобусе, я все время смотрела в окно, боялась пропустить что-то интересное

  • Анализ рассказа Фро Платонова

    Произведение посвящено теме труда, в значительной степени интересовавшей автора, а также человеческих взаимоотношений.

  • Айвазовский И.К.

    Художник Айвазовский родом из семьи армянского предпринимателя, проживавшего в то время в Феодосии. Родился талантливый ребенок семнадцатого июля 1817 г. Впоследствии семья разорилась.

  • Анализ произведения Страдания юного Вертера Гете

    Роман «Страдания юного Вертера» стал одним из самых выдающихся произведений в немецкой литературе. В этом произведении двадцатипятилетний Иоганн Вольфганг фон Гёте описывает несчастную любовь юноши Вертера к девушке Шарлотте.