Анализ рассказа Никита Платонова

История написания

Автор во времена войны работал корреспондентом в газете «Красная звезда».

Больше всего его впечатляли судьбы детей на войне, поэтому он запоминал их тяжёлые жизненные истории и потом описывал в своих произведениях.

В 1945 году автор написал рассказ «Никита», который был опубликован в журналах «Новый мир» и «Мурзилка».

Жанр

Относится к малым эпическим формам — лирический рассказ-повествование.

Тема и сюжет

Описание одного из периодов взросления пятилетнего мальчика Никиты, который в своём воображении создал удивительный мир, населённый разными существами, — тема произведения.

В рассказе описывается два дня из жизни Никиты. Он живёт только с мамой, а отец ушёл на фронт, когда он был совсем маленьким. Мальчик его даже не помнит.

Мама часто уходит на работу в поле, так как вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить сына и себя. Малыш часто оставался дома один, он в свои пять лет выступает хозяином.

В очередной раз Никита остался один, а мама ушла, оставив на него множество поручений. Он должен следить за домом и огородом, поддерживать хозяйство. Мальчик боится всего, и его страх усиливается. Одиночество и беззащитность пробуждают фантазию и детское воображение. Никита наделяет неживые предметы человеческими качествами. В бочке из сарая, по представлениям Никиты, живёт маленький злой человечек. В солнце он увидел образ дедушки, баня — это покойная бабушка. Старый пень, кусты, камни, цветы — всё оживает и разговаривает с ним. В колодце живут водяные человечки, которые очень пугают мальчика. Когда ему стало совсем страшно, он обращается за помощью к солнцу-дедушке и бане-бабушке. Но они молчат и его не замечают. Напуганный и обессиленный, Никита убегает со двора в поисках мамы. По дороге он засыпает возле плетня. Проснувшись, он возвращается домой и видит, что за столом сидит солдат. Это отец Никиты вернулся домой с войны. Мальчик очень обрадовался и почувствовал защиту и тепло. Утром отец занимается по хозяйству, а малыш помогает ему, выпрямляет гвозди. Никита уже никого и ничего не боится, ведь рядом с ним папа, который всегда защитит. Даже в гвоздях он видит добрых человечков. И отец понимает, что сын его растёт добрым и трудолюбивым.

Главные герои

Пятилетний мальчик Никита — главный герой рассказа. Благодаря своей фантазии, он оживляет все предметы вокруг. По его мнению, мир населяют только злые сущности. Тот, кто в бочке, отобрал у мамы ножницы, маленькие человечки хотели выпить у Никиты глаза. Мальчик пытается задобрить или противостоять выдуманным существам, но боится их. Он придумал собственную веру в то, что души перерождаются. Умершие люди — это окружающие его предметы. Солнце для него доброе, там живёт покойный дедушка. Банька — это бабушка, у которой голова — это труба, а стол — человек с четырьма ногами. Больше всего мальчик боится пня, который похож на торчащую из земли голову человека. Ему кажется, что эти существа к нему недружелюбны. Но отец, вернувшийся с войны, видит в своём сыне доброе сердце и не ругает за детские шалости. Занявшись хозяйственными делами, он приобщает к труду и Никиту. Отец объясняет мальчику, что всё, что он выдумал, злое, а то, что создано своим трудом, — доброе. Он убеждается в том, что Никита, когда вырастет, станет добрым, сильным, волевым мужчиной.

Одним из главных героев рассказа является образ матери. Она вынуждена много работать и оставлять сына одного дома. Она даже не догадывается о фантазиях Никиты. Но если бы ей было известно, она вряд ли придала этому большое значение. Все мысли матери заполнены работой и тоской о муже, которого ждёт с войны.

Композиция

Композиция способствует раскрытию основной идеи произведения. Структура рассказа — традиционная. События описывают два дня из жизни мальчика.

Экспозиция — мама Никиты уходит на работу; завязка — мальчик остаётся один;

развитие событий — страх перед неизведанным, разговор с тайными жителями;

кульминация — мальчик срывает цветок, чтобы посмотреть, что у него внутри;

развязка — возвращение отца, Никита останется добрым.

Идея рассказа

Человек — творец всего, что его окружает. И только от него зависит, каким будет мир, — злым или добрым. А быть добрым — значит, быть нужным!

Вариант 2

Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

Главным героем рассказа является маленький мальчишка по имени Никита, представленный писателем в образе пятилетнего ребенка, отец которого находится на боевом фронте, а мальчик ждет его возвращения с матерью в русской глухой деревеньке.

Оставшись за главу семейства, мать Никиты все время проводит в работе в поле, а мальчик вынужден находится в огромном доме в полном одиночестве. Детская душа наполняется ужасающимися страхами в виде слышащихся повсюду жутких звуков, страшных видений, оживающих предметов, ощущающихся мальчиком в качестве вражеских сил, явившихся с целью причинить ему вред. Повсюду Никите мерещатся странные существа в виде пня, лопуха, старой развалившейся бани, колодца, сарая. В детском воображении представляются водяные человечки, жуткие великаны, а старый, гнилой пень выглядит как самое зверское создание, способное на немыслимую жестокость.

Единственной отрадой для малыша является появившееся на небе солнышко, которое мальчик принимает за доброго, любящего дедушку, умершего в давние времена. Но теплые лучи солнца оказываются в скором времени за затянувшимися облаками и Никита, не выдерживая душевного напряжения, бежит за материнской защитой на дальнее поле. Однако силы мальчика вскоре покидают его, и он засыпает под раскинувшимся тенистым дубом.

В этот непростой для Никиты день происходит и радостное событие в виде долгожданного возвращения домой отца после окончания войны. Детские страхи мальчика отступают в присутствии сильного и надежного отца, а счастливый малыш, окрыленный отцовской заботой и вниманием, оказывает посильную помощь мужчине в ведении заброшенного на время военных действий домашнего хозяйства.

С помощью сильных рук отца исчезает с лица земли главный враг Никитки в виде гнилого, развалившегося пня, которого отец отправляет на дрова. Затем, помогая отцу ремонтировать половое покрытие в доме, мальчик, разглядывая кривые железные гвозди представляет не страшных существ, а добрых, маленьких, веселых человечков, улыбающихся мальчику милой и нежной улыбкой.

Изображая всего лишь несколько дней из жизни обычного ребенка, писатель раскрывает проблему уязвимости внутреннего мира малыша в связи с разлукой с любимым родителями из-за начавшейся войны, оказавшей негативное влияние на детское подсознание и психическое состояние.   

Однако в качестве основного лейтмотива рассказа писатель представляет великую силу человеческого труда, преобразовывающего душевное состояние и взрослых людей, и детей, способного кардинально изменить жизнь любого человека, в том числе и маленького мальчишки, фантазера, глядящего в голубое небо, где сияет теплыми лучами дедушка, живущий на солнышке, разгоняющий все жизненные тучки в судьбе внука.

Анализ 3

В произведении Платонова «Никита» главным героем является молодой парень, который больше всего боится своих страхов. Порой его бурная и страшная фантазия играет с ним злую шутку, а вот справиться он с ней боится, да и не может. Он постоянно везде появляется один и с ним никто не хочет общаться и это наталкивает его на необъяснимые вещи. Но он верит в то, что высшие силы существуют и не оставят его в трудную минуту.

Рядом с домом находится пень от спиленного дерева и когда наступает ночь мальчику кажется, что оттуда совсем скоро вылезет призрак, который приходит лишь для того чтобы его напугать. Он старается днем его разбудить и выгнать оттуда, но ничего у него не получается и опять ночью он приходит сюда.

Его растила мать одна. Вот только воспитываться ему приходилось самостоятельно. Рано утром ей нужно было уходить в поле, которое находится очень далеко и работать до тех пор, пока она не выполнит всю свою работу. А работа эта никогда не заканчивается. Мальчика она с собой не хочет брать, а все, потому что там ему нечем будет заниматься, а дома он сможет не только поиграть, но и поспать когда захочется.

Конечно, существовали и другие дети, вот только родителей они никогда не видели и вряд ли теперь уже увидят. Ведь все они ушли на войну и только одному богу известно, вернуться ли они назад. Смерть приходила и заходила и не спрашивала, а ждут ли ее здесь, и забирала всегда самых близких и родных людей. Многие надеялись на то, что совсем скоро все это измениться и настанут другие времена, но и тут смерть вносила свои коррективы, которые никак не соприкасались с мыслями и намерениями других людей.

Но автор решил все-таки немного здесь все поменять. И не делать трагический финал.

Однажды с войны вернулся его отец, которого он даже уже и не помнит. И опять из этого дома зазвучал смех и радость. Теперь он никого и ничего бояться не будет, ведь отец будет постоянно с ним рядом, да и мама тоже. И они будут также сильно его любить, лелеять и хвалить. Именно этого ему и не хватало всегда.

При помощи отца он переборол все свои страхи и теперь старался расти храбрым и отчаянным человеком. И таким он хочет вырасти. Он хочет помогать людям решать их проблемы и чтобы у них этих проблем становилось только меньше и ни в коем случае не больше.

Кроме этого он уверен, что и дедушка, который уже давно живет на небе, постоянно на него смотрит и если у него случается беда, то всегда подает руку помощи и помогает парню справиться с той или иной проблемой. А теперь он просто горд за своего внука и хвалится всем.

Анализ рассказа Никита

Анализ рассказа Никита

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Слава науке 7 класс

    Наука всегда являлась двигателем прогресса. Такие предметы, которые облегчают жизнь человеку в настоящее время, как телефоны, различные гаджеты, техника, автомобили, все это создавалось на основе научных трудов

  • Анализ трагедии Фауст произведения Гете

    Произведение Гёте стало одним из самых знаковых и влияющих на мир литературы, поэзии, и искусства. В процессе его повествования раскрываются несколько сюжетных линий, происходит трагическая любовная история

  • Сочинение Человек должен быть интеллигентен

    Интеллигентность общества заключается не в хороших манерах или образованности. Она связана с внутренними установками человека, с его душевным устройством. Человек способен сопереживать

  • Сочинение на тему Картинки весны 4 класс Бунееев упр 273

    Нужно описать картины весны. Вообще-то, мне лично было бы легче нарисовать красками, чем словами! Но постараюсь, ведь весна – мое любимое время года. Сначала ждёшь весну эту, ждёшь.

  • Сочинение Саморазвитие

    В течение своей жизни человек совершенствует свои личностные качества, а также те навыки, которые понадобятся ему на практике. Так происходит его саморазвитие. Это долгий процесс, требующий наличия большого запаса терпения