Анализ баллады Песнь о вещем Олеге Пушкина 7 класс

Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежат произведения разных жанров: от повестей и романов до стихотворений и баллад. Во многих своих творениях он обращается к исторической тематике, воссоздавая атмосферу былых времен. Ведь он очень хорошо знал и ценил историческое прошлое своей страны.

Вдохновившись сказаниями о жизни и подвигах великого древнерусского полководца, он создает «Песнь о Вещем Олеге». Этот воин, свершивший немало подвигов, навеки прославился на страницах истории российской. Однако, смерть принял он не в бою.

В своем произведении Александр Сергеевич передает кратко, но очень живописно, то, чем прославился Олег. Он рассказывает это устами кудесника. Из его речи узнаем мы о славных подвигах смелого и сильного мужа. Предсказывает волхв ему и новые победы, и то, что смерть он примет от коня своего.

По всему видно, что для Олега это был не просто конь, а настоящий верный боевой товарищ. Жаль было ему с ним расставаться. Но, задумавшись над пророчеством, он решает ездить отныне на другом коне. За старым же он велел ухаживать.

Несмотря на осторожность Олега, предсказание, все же, сбывается. Князя укусила змея, прятавшаяся в костях его верного коня. Здесь и звучит самая главная мысль этого произведения – своей участи не избежишь. Как бы не предостерегался Олег, предначертанному суждено было осуществиться.

Звучит здесь и еще одна тема. В образе волхва-прорицателя представляет Пушкин никого иного, как поэта. Это можно заметить, читая начальные строки речи кудесника. Он говорит, что воля владык ему не страшна и не нужны их вознаграждения за его слова. Таковым видел Александр Сергеевич и истинного поэта, который, не устрашась никого и ничего, изрекал истину.

Сама баллада написана очень поэтичным и красивым, ярким языком. Множество исторических слов и искусно примененных эпитетов уже не позволят читателю оторваться от чтения, начав его. Очень талантливо воссоздал автор атмосферу древности не только с помощью определенных слов. Он, так же, применяет в балладе и устаревшие синтаксические конструкции построения предложений.

А две главные мысли, звучащие в нем, тесно переплетаются меж собой. Причем, построено оно так, что тема судьбы очень ярко выражена, а вторую мы читаем «меж строк».

Анализ стихотворения Пушкина Песнь о Вещем Олеге

Это произведение написано поэтом, когда он был в южной ссылке. Эту легенду он знал ещё с юных лет. Князь Олег - реальное историческое лицо, это новгородский князь. Его методы не всегда честные и правильные. Он обманом захватил Киев, убил двух князей, присоединил эти земли к русским землям. Создал единое государство - Киевская Русь, а Киев сделал своей столицей. И княжил довольно долго, тридцать три года. Возможно, по тем временам это были обычные методы правления.

Он был талантливым стратегом. Его щит прибит к воротам Царьграда. Чтобы захватить город, он поставил корабли на колёса, приказал развернуть паруса и стремительно ворвался в город. Народ называл его «вещим», т.к. он умел предсказать поведение противников, предвидеть будущее. А вот своё будущее не может или не хочет предвидеть.

Сам Пушкин писал о том, что легло в основу баллады. Это любовь князя к коню и забота о его дальнейшей судьбе. Сюжет баллады обыгран так, как захотел этого поэт. Баллада - это не точное копирование летописи. Поэт или писатель имеет право на своё виденье события.

Олег спрашивает у случайно повстречавшегося кудесника о причине своей смерти. Видимо, у князя было много врагов и недоброжелателей. И он хотел заранее знать, кого остерегаться. Олег был язычником, поэтому, верил в приметы и предсказания волхвов.

Но получает обескураживающий ответ, что умрёт от своего коня. Делать нечего, князь решает, что если он больше не сядет на любимого коня, то и не умрёт. Он не стал убивать животное. Просто решил отдалить его от себя. Он отправил его на конюшню и приказал хорошо кормить, поить до самой старости.

Пушкин подчёркивает в балладе, что кудесник «покорный Перуну». Это было верховное божество у древних славян до тех пор, пока они не приняли христианство. Кудесник отвечает, что «волхвы не боятся могучих владык». А не ассоциирует ли Пушкин себя с кудесником? Фраза про «могучего владыку» не намёк ли на императора Александра I, который и сослал поэта в южную ссылку? «Правдив и свободен их вещий язык…» В эти слова поэт вкладывает мечту о том, что можно писать правду, не ожидая за это наказания.

Как известно, от судьбы не уйдёшь. На очередном пиршестве Олег вспомнил про своего любимого коня, решил навестить его. Но к тому времени конь уже умер. Князь бросает злобную фразу о том, что кудесник «лживый и безумный старик». И надо «презреть его предсказание». Князь хочет увидеть его кости. Зачем-то поставил ногу на череп коня. И тут из него выползает самая ядовитая чёрная гробовая змея и мгновенно жалит князя. Сбылось пророчество кудесника. И похоронили их вместе - князя и коня.

Почему Олег погибает, нет ответа. Не зря же стихотворение - это баллада. Написано амфибрахием с использованием устаревших лексики и синтаксических конструкций, т.к. Пушкин писал его на основе летописи. Но, ни одна летопись не содержит правдивого описания смерти Олега. Поэтому, у Пушкина был простор для творчества. Он так правдоподобно описал события, что, кажется, именно так оно и было на самом деле.

7 класс

Анализ произведения Песнь о вещем Олеге

Анализ произведения Песнь о вещем Олеге

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Морозко

    Главной героиней сказки «Морозка» является девушка. Она жила с отцом, мачехой и сводной сестрой. По воле судьбы вся домашняя работа сваливается на ее хрупкие плечи, однако, девушка не унывает и делает все по дому.

  • Анализ рассказа Бунина Красавица сочинение

    Иван Алексеевич Бунин написал рассказ на семидесятом году жизни. В этом возрасте переосмысливаешь прожитую жизнь, видишь людей насквозь. Чтобы понять человека можно просто посмотреть его отношение к другим.

  • Какой будет школа через 20 лет - сочинение 5 класс

    Школа развивается с каждым годом все больше и больше. В наше время школьное обучение очень отличается от того как учились наши родители. Раньше в школах не было компьютерных классов, медиате

  • Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)

    Картина написана в конце 19 века. Художник изображает один день из жизни сельской школы того времени. Как много изменилось с тех пор

  • Сочинение История любви Гринева и Маши Мироновой

    Одной из важных сюжетных линий романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина является история любви между двумя главными героями. Как развивались отношения Петра Гринёва и Маши Мироновой и можно ли назвать