Маленький человек в поэме Медный всадник 10 класс сочинение

Маленький человек – один из главных типов героя в русской литературе XIX века. К этой теме обращались выдающиеся мастера художественного слова: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Как и во многом другом, именно Пушкин развивает этот тип героя. Не раз в своих произведениях он обращается к теме маленького человека: Самсон Вырин, Евгений. Но Пушкин следует за традицией Н.М. Карамзина и его «Бедной Лизой».

«Медный всадник» - это реалистическая поэма Пушкина, которая стоит у истоков русского реализма. Основной конфликт заключён во взаимоотношениях человека и государства. Все произведение построено на противоречиях.

Во-первых, противоречив сам город. Торжественный, помпезный в начале поэмы и ничтожный, хрупкий и ужасный под натиском стихий. Плавающие гробы, перепуганные жители – то, чем является «творение Петра» во время наводнения.

Во-вторых, Нева. Во вступлении это прекрасная, свободная стихия, на берегу которой стоит правитель. В основной части поэмы мы видим «одетую в гранит» Неву, которая бунтует против своего заточения. Выход из берегов символизирует в поэме народный бунт, которого так сильно боится любая власть. 

В-третьих, противоречивой фигурой является самодержец. Во вступлении поэмы читатель видит мудрого стратега. Автор обозначает его одним только местоимением «он», но вкладывает в него огромный смысл. Нет нужды называть имя – читатель прекрасно знает, о ком пойдёт речь. И каким предстаёт Пётр с развитием сюжета? «Горделивый истукан», «кумир на бронзовом коне» – идол, бесчувственный и жёсткий, готовый растоптать беззащитного человека за бунт против него.

И, наконец, Евгений, мечтательный и счастливый в начале и обезумевший от горя в конце.  Маленький человек, который пытается построить свою тихую жизнь. Но его мечты разбивают о гранитный город, который не щадит никого. Он знает, кто в этом виноват. Кто возвёл город на болоте, прекрасно зная о том, что река может выйти из берегов? Кто позволяет строить дома на самом берегу? Кто не заботится о благе народа, а переживает только за собственную власть? В момент просветления рассудка он грозит «державцу полумира», но тут же пугается своих слов и бросается прочь. Власть не прощает бунтовщиков. Такие люди, даже маленькие, опаснейшие противники государственной власти. Бунтовщиков уничтожают любой ценой.

Своим бессмертным произведением А.С. Пушкин утверждает мысль о том, что для власти маленький человек –песчинка в пустыне, очередной винтик, который крутит механизм системы. Несмотря на то, что Евгений восстал против власти, его роптания были грубо подавлены властью. И так будет с каждый, кто поднимет бунт.

2 вариант

Поэт Александр Сергеевич Пушкин нередко в своих творениях обращался к темам исторического прошлого России. Таким бесценным трудом поэта, несомненно, стала его поэма «Медный всадник». В этом произведении затронуты исторические, социальные и философские темы, на которые автор пытается дать нам ответ. Главная проблематика произведения есть удаленность власти от тех обыденных дел и трудностей , которые волнуют простых людей и только их.

Начало поэмы ознаменовывается тем, что перед нами вырисовываются два образа. Первый - Пётр Великий, персона, славившаяся своей реформаторской деятельностью, совершившая немало преобразований, как говорят, «прорубившая окно в Европу». В произведении он появляется перед нами в виде статуи , которая носит название «Медный всадник». Другой образ- Евгений, простой человек, лелеющий мечту создать семью вместе с возлюбленной Парашей, сталкивающийся с жизненными проблемами. Он всячески пытается исправить своё положение, но всё тщетно.

Как можно заметить,  Петр 1 и Евгений абсолютно разные по статусам и взглядам на жизнь личности, они имеют разные ценности и отношение к каким-либо вещам. Наводнение- ужасное бедствие, которое столкнет эти два образа лицом к лицу. Евгений сойдёт с ума и будет считать, что всё случившееся есть дело рук Петра. Из– за него пострадает много простых людей, сломаются тысячи судеб, среди которых будет судьба и самого Евгения. Он потеряет свою любовь и в принципе весь смысл жизни в целом. Дом его возлюбленной смыло водами Невы, и от него ничего не осталось.  В этом моменте произведения и проявляется дуалистичность и противоречивость образа Петра. Как бы то ни было с одной стороны он великий реформатор и преобразователь, а с другой- деспот и тиран.

Нововведения Петра 1 были чужды и далеки от жизни простого народа. Евгений пытается протестовать против великого реформатора, но это не оказало никакого влияния на общее положение дел.

Как можно заметить, всё произведение построено на антитезе государственной власти и простого народа, который может думать о других, любить и сопереживать. А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник» открыл нам противоречивость образа Петра 1 и поднял важную тему «маленького человека».

Сочинение 3

Александр Сергеевич Пушкин написал множество ярких, незабываемых, великолепных произведений, в которых не раз поднимал тему «маленького человека», в том числе поэма «Медный всадник». Автор рассказывает читателю о маленьком человеке — это все низшие сословия без денег, хорошего пропитания, а порой и без жилья. Это люди, которые могли попасть в неприятности и их никто не мог защитить, потому что не имели хотя бы какого-то чина или образования, чтобы защитить себя самим. Эта тема была актуальной в то столетие, да и сегодня она занимает далеко не последнюю роль. Мир делится на части, делиться на социальные слои. Раньше назывались дворянские сословия, а теперь социальные слои. Требования стали меньше и жизнь лучше, но остались эти маленькие люди из провинции, незначительных городов, которые без денег, связей и прочих привилегий пытаются отыскать место под солнцем.

Эта история о мелком чиновнике Евгении, которому автор даже не дал фамилии, потому что он пока ещё не был сформировавшейся личностью, а так тенью при значимых людях. Евгений бедный человек с чутким и добрым сердцем. Он мечтает о том дне, когда сможет жениться на любимой девушке по имени Параша и прожить с ней долгую и счастливую жизнь. Это светлое чувство именуемое «Любовью» окрыляет бедного чиновника. Евгений понимает ради чего живёт трудиться на работе. Хотя сам Пушкин не разделяет идеалистические мысли главного героя. Евгений не стремиться получить какой-то чин, выслужиться перед начальством, чтобы занять значимый пост. Он мечтает и мыслит приземлённо: семья, домашний уют, жена красавица, да рукодельница. Любовь делает тусклую и унылую жизнь ярче, красочней, но желания стремиться к чему-то большему у главного героя не появляются. Он довольствуется малым. Эти идеалы не отличают Евгений от тысячи других маленьких людей.

Однако, все надежды и светлые мечты рушатся в один миг. Нива выходит за пределы берегов унося всё на своём пути. В тот день погибает возлюбленная главного героя — Параша. Евгений не в силах (исцелиться). Его тонкая душевная натура не может справиться с такой невыносимой болью. Он не способен проанализировать ситуацию и справиться с ней. Так же автор в образе Петра Великого, видит господствующий класс, которому было всё равно на жителей низов. Государство не бережёт собственный народ достаточно жестоко с ним обращаясь.

Таким образом, тема «Меленького человека», по сути, актуальна по сей день. Ведь всегда есть правящий класс, которому всё равно на низший. Но и сам человек должен иметь цель, мечты, чтобы достичь чего-то в жизни. Если человек не будет стремиться к высшему благу, то никакое государство не в силах его поднять из маленького в большие люди.

Маленький человек в поэме Медный всадник

Маленький человек в поэме Медный всадник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему Онегин отвергает любовь Татьяны?

    Онегин отверг любовь юной Татьяны, потому что оказался недостойным её возвышенного искреннего чувства. Ему нечем было ответить на него. В его душе 26-летнего светского ловеласа не отозвалась ни одна

  • Анализ рассказа Чехова Тоска сочинение 9 класс

    Творчество Антона Павловича Чехова не может никогда оставить в покое читателей, ибо те проблемы, что затрагиваются в его рассказах, необычайно жизненны и актуальны. Проблема равнодушия была поднята

  • Мораль и анализ басни Обоз Крылова

    Басня А.И. Крылова в печатном виде впервые дошла до читателя в ноябре 1812 года. Её опубликовали на страницах журнала «Сын Отечества». Как это часто бывает с литературными произведениями

  • Вид из моего окна летом сочинение

    Летом, когда я смотрю в свое окно, моя душа наполняется радостью и светом! На улице так ярко и красиво, что кажется, будто природа улыбается мне прямо в окно.

  • Сочинение на тему Учитель будущего

    Каждый из нас посещал школу. У одних школьников был один любимый учитель, у других - другой. Стабильным, неизменным остается одно: учитель по-прежнему необходим и незаменим.