Основные мотивы лирики Пушкина 9, 10 класс сочинение
Пушкин Александр Сергеевич – автор, которого знают все: и взрослые, и дети, и россияне, и иностранцы. Он написал множество сказок, романов и прекрасных стихов, которые до сих пор обожаю читать люди. В лирике Пушкина есть несколько основных мотивов.
Как и всем поэтам, Александру Сергеевичу нужна была свобода. Свобода от рабства, от вышестоящих людей и от любых других вещей. Он видел это основной ценностью жизни, искал друзей и товарищей, которые не смогут заковать его в рамки, лишить свободы. Когда он чувствовал несвободу, начинал писать, ведь творчество – это главное оружие вольного человека. В произведении «Я вас любил...», таком, казалось бы, личном, тоже чувствуется внутренняя свобода поэта, он точно знает, что никогда не прогнётся ни под кого, его строки пылают чувством достоинства. Не секрет, что Пушкин поддерживал декабристов. Тот дух свободы и мятежа вдохновлял его. И он, и эти восставшие люди стремились к одному – к свободе. А стихотворением «К Чаадаеву» зачитывались декабристы, это стало их своеобразным гимном.
Много стихотворений Пушкина посвящено любви. Именно она вдохновляет всех и каждого, поэт он или нет. Мотивы этой обширной темы совершенно разные: юношеская, даже детская наивная влюблённость, взрослая любовь, разочарование, расставание и обида. Стихотворение «К***» вмещает в себя и любовь, и мотив расставания, и радость от встречи вновь. Поэт влюбился в девушку, но из-за потери с ней связи начал охладевать, забывать её, но, вновь встретив свою возлюбленную, снова начал вдохновляться ей. Пушкин был ловеласом, он очень часто влюблялся и также часто посвящал своим музам стихи. Благодаря его чувственности, мы теперь имеем возможность читать такие романтические произведения.
Изучая лирику Пушкина, нельзя не отметить мотивы природы в ней. Любимое время года поэта – осень, именно ей он посвящал самые красивые пейзажные стихотворения. Как и любой романтик, Александр Сергеевич находил в природе нечто восхищающее и близкое своей душе. Через природу автор часто передаёт свои переживания и мысли. Иногда природа служит хорошим фоном-контрастом для описания происходящих событий.
Мотив поэзии и роли поэта в мире звучит в стихотворениях Пушкина и раннего возраста, и более зрелого. Он ищет своё предназначение в мире и находит его. Поэт понимает, что рождён для того, чтобы «жечь сердца людей глаголом», чтобы открывать им глаза и направлять на путь истинный. Рука об руку с этим идёт гражданский мотив. Пушкин выступает против самодержавия и неравенства, он призывает всех встать на путь исправления общества и себя, на путь свободы и светлого будущего.
Лирика Александра Сергеевича содержит разнообразные мотивы, но все они имеют в себе духовно развитый и свободный подтекст – мотив любви, вольности, своего места в обществе и дышащей этой самой свободой природы. Читая его стихотворения и размышляя над ними, мы можем сами стать такими, какими и нужно быть людям – вольными, честными и любящими людьми. А ещё мы можем начать менять мир в лучшую сторону.
Вариант 2
Поэтический мир русского классика, безусловно, многогранен, разнообразны затрагиваемые в его творчестве темы. Это все то, о чем болела его душа. На написание стихов, в широком смысле слова, поэта вдохновляла сама жизнь с ее горестями и радостями, взлетами и падениями, длительными размышлениями и сиюминутными эмоциями.
Советский поэт А. Твардовский очень точно подметил в своем стихотворении «К портрету Пушкина», что поэт такого масштаба и таланта мог родиться только на бескрайних просторах русской земли. Поэтому не случайно одним из мотивов его лирики является тема России. Каждый знает, что поэт неоднократно был в ссылке, вынужденно уезжал из столицы по велению властей.
«К Чаадаеву» - одно из ярких пушкинских стихотворений, посвященных судьбе Отечества. Это было непростое время. Прогрессивные дворяне стремились к либерализму, хотели перемен в жизни общества, но не находили понимания с самодержавной властью. Свои мысли они могли выражать только в узком кругу единомышленников и друзей. Таким другом для него был Петр Чаадаев. Последние пять строк стихотворения звучат революционно для того времени:
«Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»
Ключевая идея отрывка в том, что рано или поздно, самодержавный строй падет и начнется прогрессивный этап развития страны, и именно они – новое поколение, которое должно способствовать свершению этого.
Несмотря на сложные отношения с властью, Пушкин воспевает величие России. В стихотворении «Была та смутная пора» поэт утверждает: «Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат». Он показывает, что, несмотря на все испытания, мощь российского государства день ото дня крепчает.
Тема любви волнует Пушкина. Любовная лирика раскрывает чувственную сторону жизни: от несерьезной скоротечной влюблённости до глубочайших чувств. Любовное томление, предвкушение встречи часто также описывалось в стихах. Легкость, свежесть чувств выразились в стихотворении, посвящённом Анне Керн, с которой у поэта было всего несколько встречь.
«И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
Эти строки стали примером объяснения в любви для многих поколений читателей.
Совершенно другая «глубина» в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Тут речь идет о зрелой, глубокой, осознанной, при этом неразделенной любви. Эмоции лирического героя противоречивы: ревность, робость, нежность, безнадежность положения... Надежда и уныние – главные спутники любви по Пушкину.
Калейдоскоп времен года отражается в стихах поэта, посвященных природным явлениям. Известно, что его любимой порой была «очей очарованье» - осень. У Пушкина есть знаменитое стихотворение с одноименным названием. В нем описываются все четыре времени года и отношение автора к ним. Весной автору неуютно, он чувствует себя больным, зима ему быстро надоедает своим однообразием, лето «не угодило жарой, засухой, пылью, многочисленными мухами и комарами. А вот осень – совсем другое дело! Для Пушкина она прекрасна в любом проявлении.
«Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет…» - именно так автор описывает свои «взаимоотношения» с этим временем года. Осень вызывает особое щемящее сердце чувство, как «чахоточная дева», которая едва жива. К осени у Пушкина одновременно и любовь, и сострадание, и восхищение.
В лирике поэта каждый может найти ту тему, которая будет особенно близка. В некоторых произведениях переплетаются сразу несколько мотивов.
Несколько интересных сочинений
- Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (Невский проспект Гоголь)
Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два друга: Пирогов и Пискарёв. Автор показывает на их примере, как легко донести до читателя, что один герой не заслуживает сочувствия и сострадания
- Сочинение Дубровский благородный разбойник 6 класс
Жил на белом свете сын помещика Владимир Дубровский. Мать рано умерла, и отец отдал его в кадетское училище. Сам отец, бывший поручик гвардии, придерживался смелых взглядов, мог не побояться правду в глаза сказать
- Почему сказка Паустовского названа Тёплый хлеб? сочинение
Великолепное произведение написал Константин Паустовский. Рассказ учит человеческой доброте, величайшей моральной ценности, без которой нельзя жить на земле. В нём заложены основы нравственного воспитания подростков
- Критика о повести Гоголя Тарас Бульба
Произведение вызывается неоднозначное суждение среди литераторов, однако в основном принимается критиками весьма положительно.
- Кто виноват в страданиях героини? в рассказе Старый гений Лескова сочинение 8 класс
В произведении писатель раскрывает грустную правду повседневной жизни россиян того времени и выражает надежду на изменение к лучшему.