Анализ рассказа Обида Шолохова
С 1920 по 1922 год М.А.Шолохов по его собственному признанию «служил и мыкался по Донской земле». Там он «гонялся за бандами». С 1912 по 1923 год будущий великий писатель был инспектором продовольствия на Дону. В это время М.А.Шолохова волновали проблемы беспричинного страдания и гибели людей. Опыт пребывания в Донских землях отразился во многих фрагментах его рассказов. «Обида» не является исключением. Донская жизнь, её нравы и культура получили отражение в цикле произведений «Донские рассказы», которые в свою очередь стали некоторым прологом к знаменитому роману-эпопее «Тихий Дон».
Произведение «Обида» было написано в 1925 -- 1926 годах. Оно относится к «Донским рассказам» М.А.Шолохова. Жанр произведения можно определить как новелла или рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом. Жанровая особенность произведения помогает на нескольких страницах отобразить целостно и доступно картину нравов страны после Гражданской войны.
Тема жестокости военного времени и его влияния на людей показана во многих произведениях М.А.Шолохова. В «Обиде» эта проблема проявляется через призму деревенских несчастий, которые влекут за собой гибель огромного количества жителей. Постоянные неурожаи, голод, безденежье — всё это ужасно уморило народ и пошатнуло его моральные установки. Битва за урожай в произведении становиться равной битве за жизнь, поэтому в рассказе присутствует мотив мести.
Жители хутора долгое время кормились лишь обещаниями председателя о том, что вскоре из города поступит семенная суда. Степан, обычный казак, целый день трудился в поле, которое нужно было вспахать к осени. Тем временем в хуторе с каждым днём всё больше людей умирало от голода и нищеты. Главный герой засыпал и просыпался с мыслью о том, что вспаханное поле нечем засадить. Дождались. Лишь в начале весны из города пришло распоряжение, что можно приехать за семенами. Степан с молодым соседом Афонькой отправились за хлебом с бычиными подводами. Получив долгожданную ссуду, герои пошли искать место для ночлега. Городские жители равнодушно отнеслись к казакам, и им пришлось ночевать в санях с зерном. С рассветом мужчины отправились обратно в хутор, но по пути их избили и ограбили бандиты. Крестьяне остались без семенного хлеба, которого так долго дожидались. Быки, с которыми отправлялись казаки, пропали без вести. В сердце Степана затаилась обида, он целую неделю ходил «посеревший и немой». Каждый вечер он отправлялся к Атамановому кургану и смотрел на поле, чернеющее, вспаханное, но так и не засаженное. Однажды Степан с Афонькой отправились на степной покос, в этот же день куда-то пропали быки Степана. Он отправился на их поиски в соседний хутор. Вечером на пути герой заметил телегу с сеном и решил спросить извозчика про быков, но припомнил в лице мужчины своего обидчика. Казак схватил вилы, лежащие в сене и, несмотря на уговоры бандита, заколол его. Мальчика, который находился в этой повозке, Степан забрал с собой.
Степан, рабочий крестьянин, старик пятидесяти лет, является главным героем новеллы. Автор сравнивает его с перехворавшим быком, ведь он был настолько худ, что «на длинных, высохших голенях болтались изорванные, с лампасами шаровары». Сын Степана погиб на Гражданской войне, поэтому на старческих плечах персонажа держалась огромная семья -- «восемь ртов». Образ главного героя является собирательным, в нём М.А.Шолохов передает силу и выдержку бедного народа. Степан не сдался после причиненной обиды, хотя на время и пал духом. Совершенный акт мести, убийство бандита, можно считать бунтом простого народа, который устал от беспеременных войн и постоянного голода.
Композиция новеллы является линейной и разделяется автором на шесть частей. Практически в каждой части рассказа прослеживается религиозный подтекст: время действия эпизода обычно М.А.Шолохов обозначает церковным праздником или постом. Данная деталь помогает понять, что единственное, что остается у народа в голодные годы, это вера. Важной композиционной особенностью является экзотический донской пейзаж, который рисуется уже на первых страницах произведения. Природа в рассказе сочувствует людям, она также черна и суха, как и их жизнь в военные и послевоенные годы.
Несколько интересных сочинений
- Федотов П.А.
Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына
- Сочинение Что значит быть честным с самим собой?
Быть честным с самим собой – это значит быть верным своему слову не перед кем-то, а прежде всего перед самим собой. Почему это так важно? Такое отношение к жизни необходимо прежде всего самому человеку.
- Сочинение Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова
Мцыри – это герой одноимённой поэмы замечательного русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова. Волей судьбы он вынужден жить в монастыре
- Сочинение Граф Новинский в романе Обыкновенная история Гончарова образ и характеристика
В своем произведении «Обыкновенная история» Гончаров указал несколько героев с отличительными характерными чертами. Граф Новинский является ярким и второстепенным героем. Полное имя героя – Платон Новинский
- Сочинение-анализ рассказа Тупейный художник Лескова
Рассказ Лескова «Тупейный художник» датирован 19 февраля 1883 года. Это знаковая дата, имеющая свой подтекст. Дело в том, что это время, когда был подписан указ об освобождении крепостных.