Анализ трилогии Толстого Детство. Отрочество. Юность

Данное произведение Льва Николаевича Толстого была написано им в период его пребывания на Кавказе. Изначально оно должно было состоять из четырех основных глав, включающих детство, отрочество, юность и молодость. Но всего было написано три части, поэтому в последующем произведение стали называть трилогией. Это удивительное творение великого писателя стало настоящим шедевром русской литературы в ту эпоху и по сегодняшний день.

Первая часть трилогии называется «Детство»

В этой части произведения «Детство. Отрочество. Юность» писатель, как ему казалось, открыл перед своим читателем настоящий внутренний мир «маленького человека», главного героя по имени Николенька Иртеньев. Толстой считал, что до него никто еще ни разу так открыто и искренне не писал об этой стороне жизни.

Для ребенка, жившего на тот период времени в помещичье-патриархальной среде, все казалось естественным и прекрасным. Он искренне радовался всему, что происходит вокруг и был самым счастливым мальчиком. Идеалистическое отношение к жизни, на самом деле было оправдано. Николеньку все вокруг любили, оберегали, старались сделать все, чтобы он жил безмятежно и в гармонии с самим собой. Именно это для писателя особенно дорого. Особенно тепло к нему относились его няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Толстой обладал умением чувствовать настроение других людей, их чувства и переживания. Он мог глянуть в душу герою, прочувствовать его периодически меняющееся настроение и отношение к происходящему вокруг него. Несмотря на часто прослеживающийся нотки аристократизма в поведении мальчика, но он все же старается с ними бороться.

В этой части повести писатель как будто переносится в свое детство, он сам переживает те же моменты становления и взглядов на окружающий его мир, как и главный герой.

Вторая часть трилогии «Отрочество»

Эта часть повести так же рассказывает о Николеньке, но уже больше как о подростке, нежели как о маленьком ребенке. В возрасте 14 лет у Николеньки умирает мама, и он вынужден переехать жить к своей бабушке по маминой линии. Но у бабушки, как оказалось, нет совсем никакого желания общаться, а уж тем более заниматься своими внуками. Детям же не хватало внимания со стороны родного человека. Отец и вовсе не обращал на своих детей никакого внимания, предпочитая проводить все свое свободное время за азартными играми. В этот период своей жизни Николай был слишком одинок, о нем никто не заботился. Все заботы о воспитании детей легли на плечи Карла Ивановича, работавшего в доме гувернером. Но в последующем по настоянию бабушки мужчину уволили. Вместо него воспитателем взяли высокомерного и пафосного француза. Но у главного героя с ним не сложились доверительные и дружеские отношения.

У Николая, из-за нехватки внимания, ласки и заботы появились комплексы. Кроме одиночества и чувства ненужности он перестал себе нравиться, причем как внутренне, так и внешне. Николай стал закрытым, застенчивым и неуверенным в себе. Он часто рассуждает о себе, о том кто и что его окружает, вспоминает маму, думает об отце. Мальчик, несмотря на то, что слишком замкнут, является глубоко ранимым и глубоким человеком.

Николай оказался добрым и открытым человеком. Глубоко в душе он очень любил горничную Машу, хотя и побоялся ей в этом признаться. Он помог осуществить ее мечту – выйти замуж за любимого человека. На мальчика особое влияние оказала дружба с другом своего брата – Нехлюдовым.

Когда умирает его бабушка, все ее имущество переходит к старшей сестре Николая. Сам же он готовится к поступлению в институт.

«Отрочество» открывает перед читателем главного героя как человека, который постепенно учится быть ответственным и серьезным к жизненным ситуациям. Особенно у автора получилось показать, как ведет себя главный герой с людьми старшего возраста.

Третья часть трилогии «Юность»

Третий этап произведения «Юность» - это заключительная часть автобиографии Толстого.

Она является конечной точкой становления и определения себя в жизни как человека главного героя. Начиная с самого раннего детства, продолжая в отрочестве и заканчивая в юности, Николай постоянно проходит путь самосовершенствования. То, что в его характере и отношении к окружающему миру зародилось в период, когда он был маленьким, по истечении лет только больше укрепилось и стало его жизненной позицией. Николай, несмотря на все то, что с ним происходило в детстве и отрочестве, на безразличие близких ему людей, да и на все окружающее общество, сохранил в себе все положительные качества и доброту души.

Николай постоянно проводит анализ своих поступков, развивается духовно и никогда ни кому не отказывает в помощи. Причем, кто бы и о чем бы его ни попросил, он это делает от чистого сердца и бескорыстно. Он становиться самодостаточным человеком, уважающим других людей.

Николай совестливый человек. Это видно на примере, когда он первый раз сходил к священнику на исповедь скрыл от него свой грех. Но чувство совести съедало его изнутри, и он снова отправился в церковь и рассказал обо всем. Словно тяжелая ноша упала с его плеч, Николай остался доволен своим поступком. Он не хотел обманывать других людей и в тоже время хотел, чтобы о нем окружающие думали только хорошее.

Это стремление всем угодить и понравиться только увеличивали его стремление само реализоваться и совершенствоваться как личность. Даже ссора с друзьями, провал на экзаменах, когда часть его аристократической души проскользнула наружу, наоборот сделали свое дело. Он стал более нравственным, научился ценить то, что предлагает ему судьба и выбрал верный жизненный путь.

Так как трилогия «Детство. Отрочество. Юность» является автобиографическим произведением, можно смело представить весь жизненный период прохождения тяжелого пути и становления Льва Николаевича Толстого как личность и достойного человека в обществе.

Анализ трилогии Детство. Отрочество. Юность

Анализ трилогии Детство. Отрочество. Юность

Несколько интересных сочинений